Встреча Путин-Бутефлика: на повестке – МиГ-29

Встреча Путин-Бутефлика: на повестке – МиГ-29 AFP

Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика во вторник встречается со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Москве, куда он прибыл с двухдневным визитом, чтобы придать импульс двустороннему сотрудничеству. Тем временем российская пресса сообщает, что Алжир собирается вернуть России 15 истребителей МиГ-29
«Вопросы военного сотрудничества включены в повестку встречи, в том числе некоторые более узкие аспекты этого сотрудничества», – заявил AFP пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, не уточнив подробностей.

Встреча «призвана дать дополнительный импульс упрочению давних многоплановых связей между Россией и Алжиром», говорится в коммюнике Кремля.

Путин и Бутефлика должны рассмотреть беспрецедентные проблемы в истории российско-алжирских отношений в связи с тем, что Алжир готовится вернуть Москве 15 истребителей МиГ-29, поставленных в 2006-2007 годах, так как их качество оказалось ниже ожидаемого, сообщил источник в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), которого цитирует в понедельник «Коммерсант».

По словам источника, Россия предлагает Алжиру заменить 15 МиГ-29 более современными, но гораздо более дорогими самолетами – МиГ-29М2 и МиГ-35.

«Впервые в истории военного сотрудничества России иностранный заказчик возвращает закупленную технику», – констатирует издание.

Однако, по мнению российских аналитиков, проблема с МиГами вызвана, прежде всего, давлением со стороны Франции, которая пытается продать Алжиру свои истребители Rafale, а также внутриполитической ситуацией в Алжире.

«Проблема МиГов возникла шесть месяцев назад: до тех пор Алжир был одним из самых верных покупателей российского оружия», – подчеркивает Руслан Рухов, глава Центра анализа стратегий и технологий.

По мнению аналитика, решение алжирского руководства вернуть российские МиГи – следствие «давления, оказываемого на Алжир новыми французскими властями».

«В отличие от Жака Ширака, чья политика военного экспорта была скорее скромной, Николя Саркози проводит более дерзкую или, скажем, более прагматичную политику в этой сфере», – считает он.

Многофункциональный боевой самолет, созданный Dassault, все еще ждет своего первого иностранного покупателя, несмотря на тринадцать лет бесплодных кампаний. В результате, в октябре 2007 года Марокко сделало выбор в пользу американского F16. Теперь Франция обхаживает Ливию, которая может купить 14 Rafale.

Аналитик и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов придерживается того же мнения. «Новый французский президент стремится укрепить имидж своей страны всеми средствами и параллельно защитить интересы национального бизнеса», – сказал он.

Дело о МиГах стало «разменной монетой» в борьбе кланов в Алжире, считает «Коммерсант».

В Алжире «клан, в который входят влиятельные силовики, использует кризис вокруг МиГ-29 для того, чтобы ослабить позиции лояльного президенту начальника генштаба Салаха Ахмеда Гаида», пишет газета.

Алжир – первая арабская страна, с которой Россия подписала соглашение о «стратегическом партнерстве» (2001) в ходе визита президента Бутефлики в Москву.

В марте 2006 года Путин совершил официальный визит в Алжир, первый визит главы российского государства в эту страну. По этому случаю Алжир заказал России вооружения на сумму 6,3 млрд долларов, из них боевых самолетов – на 3,5 млрд долларов, взамен Россия обязалась списать долг Алжира по контрактам с бывшим СССР.

1nsk