Россия может начать экспорт путинизма

Эволюция путинизма - фундаментальный вызов Америке, некогда предполагавшей, что 21-й век станет временем неизбежного триумфа "западных ценностей".

Парламентские выборы, которые пройдут в России 2 декабря, станут первой серьезной проверкой для так называемой «управляемой демократии», продвигаемой Владимиром Путиным. Судя по последним социологическим данным, все идет как надо — во всяком случае, с точки зрения власти.

Партия президента «Единая Россия», скорее всего, выиграет выборы и наберет подавляющее большинство голосов — около 60 процентов. Либеральную оппозицию ждет сокрушительное поражение, цепляющихся за жизнь коммунистов — скромный успех, который, впрочем, разве что добавит итогам выборов показательной законности. И Путин, который вроде бы должен в марте, по окончании своего второго президентского срока, уйти в отставку, получит полную свободу в выборе своего будущего места работы.

Как конкретно эта работа будет называться — премьер-министр, почетный президент, генеральный директор компании «Россия Инкорпорейтед» или просто «хозяин Кремля» по типу Ивана Грозного, — по существу, неважно. Более 80 процентов населения страны ждет, что Путин останется главной направляющей силой и арбитром будущего России. Более 50 процентов вообще оставили бы его президентом пожизненно.

В общем, демократия по-путински, также известная как «управляемая» или «суверенная», настолько, судя по всему, хорошо управляема, что политические оппоненты уже задают власти вопрос, а зачем ей вообще нужны выборы. Что ж, может быть, это будет следующий шаг. Но пока что думские выборы послужат своего рода испытательным стендом для мартовской президентской гонки, к которой, как ожидается, Путин наконец раскроет карты и представит стране своего карманного кандидата.

Успех путинизма — именно такое определение уже закрепляется за феноменом «управляемой демократии» — зависит от жесткости контроля центра над основными рычагами власти и влияния, в чем путинизм весьма и весьма напоминает старые советские «измы» самой разной степени респектабельности. Как говорит бывший премьер-министр Михаил Касьянов, с 2004 года, когда Путин был переизбран на второй срок, система подвергается постепенной перенастройке.

— Ужесточение законодательства в отношении политических партий, гражданского общества и НПО, отмена выборов губернаторов и поправки в процедуру думских выборов — все это меры, предпринимаемые для продвижения именно этого циничного подхода, — считает Касьянов.

Еще один полезный инструмент в походном наборе путиниста — абсолютный контроль центральной власти над спецслужбами, расширяющимися государственными монополиями, а также электронными СМИ. Вчера, выступая перед членами Фонда «Россия» (Russia Foundation) в Лондоне, Касьянов заявил, что в его стране повсюду витает всепроникающий «дух КГБ». Если российские избиратели и весь остальной мир «проглотят» парламентские выборы, которые просто не могут быть чистыми, и если они также проглотят столь же грязные президентские выборы, то Россию, по его словам, ждет «темное тоталитарное будущее».

Касьянов заявил, что его партия «Народ за демократию и справедливость» ведет переговоры с другими оппозиционными группами, включая партию «Яблоко» и движение Гарри Каспарова «Другая Россия», по согласованию единой платформы и выдвижению единого кандидата на президентские выборы.

— Пока еще есть надежда, что президентские выборы будут «нормальными», — сказал он. Правда, особого оптимизма в его словах никто не заметил.

Когда-то Россия пыталась экспортировать марксистскую революцию. Сегодня она уже, вполне вероятно, создает международный рынок путинизма. Несмотря на то, что западные демократии уже сорвали голос, критикуя «страну-диверсанта», в которую превращается Россия, «управляемая демократия» набирает все больше и больше сторонников в других частях света.

По московской моде уже «одеваются» бывшие советские республики Азербайджан и Беларусь, а также страны Центральной Азии, ранее входившие в Советский Союз. Склоняются к примеру России и многие развивающиеся страны — Венесуэла, некоторые государства Африки и Азии. И это неудивительно: инстинктивно антидемократические, олигархические и коррумпированные национальные элиты начинают понимать, что система, имеющая демократический фасад с парламентской лепниной и отделкой в стиле плюрализма, гораздо более привлекательна — и более управляема — чем такая же система, но ничем не прикрытая.

Нынешняя эволюция путинизма — фундаментальный вызов Америке, некогда предполагавшей, что 21-й век станет временем неизбежного триумфа «западных ценностей». В полностью контролируемом и закрытом мире, который создал Путин, либеральная демократия — это лишь видимость, а не возможность для развития общества. Тем не менее Путин не просто наверняка «выиграет» битву на декабрьских выборах: порожденная им система может победить не только в его стране.

1nsk