Идеи лежат под ногами

Дмитрий Кленюшин – о работе на малых станциях, рационализаторстве и научном подходе

Ещё до начала своей работы в должности начальника пункта технического обслуживания станции Новоперелюбская Дмитрий Кленюшин произвёл миниреволюцию в вагонном хозяйстве. Его рацпредложения успешно внедрялись в работу, научные статьи публиковались в сборниках, идеи завоёвывали призы на престижных конкурсах. Не трудно представить, каким событием стало его появление для небольшой железнодорожной станции, расположенной на стыке Приволжской и Южно-Уральской магистралей.
Размер имеет значение

– В чём принципиальное отличие работы на маленькой станции от работы на крупной узловой? – Дмитрий задумывается. – Наверное, в том, что на маленькую станцию намного легче попасть, а вот уйти с неё сложнее, особенно с должности, где требуется высшее образование. А если серьёзно, то самое главное отличие заключается в организации производственного процесса. Ведь из-за сравнительно малого объёма работы на небольших станциях нецелесообразно содержать значительный штат, поэтому работники совмещают несколько специальностей. Например, осмотрщик-ремонтник одновременно выполняет обязанности слесаря текущего отцепочного ремонта и машиниста компрессорной установки, стропальщика. Руководитель участка выполняет многие функции, которые на больших узлах штатное расписание позволяет возложить на других исполнителей. Если же говорить о бытовой стороне дела, то отвыкнуть от городского комфорта тоже достаточно сложно.

Свою карьеру на Приволжской магистрали Дмитрий Кленюшин начал в 2009 году осмотрщиком-ремонтником вагонов, затем исполнял обязанности технолога депо, попробовал свои силы в качестве руководителя на должности мастера ПТО Анисовка. Когда предложили место начальника ПТО Новоперелюбская, молодой железнодорожник согласился. Всё-таки от повышений не отказываются, даже если придётся уехать туда, куда даже пассажирским поездом добраться проблематично…

– Работа на маленькой станции учит взаимодействовать с людьми в плотно сформированных коллективах, складывавшихся зачастую многие годы, – считает мой собеседник. – Между формальными и неформальным социальными группами порой накапливаются противоречия и скрытые конфликты, минимизировать влияние которых на производственный процесс в условиях такого «замкнутого» пространства сложнее. Приходится быть более проницательным, учиться тоньше чувствовать людей. Кроме того, такой опыт приучает к самодисциплине, так как, по сути, последней контролирующей инстанцией руководитель участка является для себя сам. Да и в целом пребывание вне «зоны комфорта» многому учит и закаляет дух человека. Что касается меня, к примеру, то кроме как здесь, я бы нигде больше не научился правильно разделывать свиную тушу и засаливать сало.

Лучшая мотивация – интерес

Дмитрий Кленюшин не просто профессиональный железнодорожник. Он ещё и талантливый рационализатор. В 2013 году на смотре-конкурсе «Идея ОАО «РЖД» его разработка «Интерактивный тренажёр выявления дефектов литых деталей тележек» заняла третье место в номинации «Лучшее техническое решение молодого изобретателя по организации планового ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов в эксплуатации».

– Как ты пришёл к новаторству? – спрашиваю у нашего героя.

– Заниматься рационализаторством я начал ещё в техническом отделе эксплуатационного вагонного депо Анисовка, когда понял, что здесь могут пригодиться мои навыки программирования и работы с графикой, – рассказывает Дмитрий. – Впоследствии, в пору работы на производстве, спектр моих творческих интересов переместился от компьютерных программ и плакатов к изготовление стендов и применению новых средств в работе. Сегодня рацпредложения разрабатываю совместно с опытными работниками своего ПТО, от которых можно почерпнуть много «житейских» идей по улучшению производственного процесса. Особенно мне помогает в этом старший осмотрщик смены Виталий Шпетко.

Высказываю вслух сомнение: как можно генерировать идеи, работая на малой станции? Откуда они берутся?

Над ответом Дмитрий не раздумывает:

– Процесс технического творчества на малых и больших станциях принципиальных отличий не имеет. Другое дело, что информированность работников малых станций намного хуже. Так, многие железнодорожники не знают, что можно считать рацпредложением, а что нет, опасаются сложностей и проблем при оформлении своих разработок. Ну, а по поводу того, откуда берутся идеи… Да они просто под ногами лежат, причём порой в самом прямом смысле! Вот как-то подходит ко мне один их моих работников, показывает найденный им в поле кусок полиуретана и предлагает применить его в узле трения поддерживающей струны кабеля электроснабжения козлового крана. Кстати, он был очень удивлён, когда узнал от меня, что из этого получится хорошее рацпредложение.

Уже будучи начальником ПТО на Новоперелюбской, Кленюшин совместно с коллегами из службы вагонного хозяйства разработал проект «Прогнозирование поездопотока на станции». Он стал участники финального этапа конкурса «Новое звено» и был презентован в Москве первым лицам компании ОАО «РЖД».

Однако внедрить родившуюся идею удаётся не всегда. По признанию молодого рационализатора, порой не хватает поддержки руководства. Кроме того, централизованная система управления железнодорожным производством сводит к минимуму самостоятельность во внедрении новых приёмов работы, в чём-то отличающихся от регламентированных нормативными документами. С этой проблемой Дмитрий столкнулся на практике. Одно из его рацпредложений – программа для расчёта времени обработки состава в зависимости от объёма работ на вагонах, разработанная на основании «Норм рабочего времени и нормативов численности рабочих на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов», – так и не было внедрено, несмотря на всю свою актуальность. «Камнем преткновения» стало среднее время на обработку одного вагона, рекомендованное указанием управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры…

– Что значит для тебя очередной успех?

– Это просто приятное событие, повод для гордости, – отвечает Дмитрий. – Но для занятия научной и рационализаторской работой такого рода мотивация – скорее на втором месте, а на первом – интерес. Думаю, у меня что-то получается именно потому, что я в свободное от работы время занимаюсь любимым, интересным для себя делом.

Научный подход

Свою первую программу Дмирий Кленюшин написал ещё на третьем курсе Самарского университета путей сообщения. Позже она была внедрена в образовательный процесс по курсу «Электрические машины». С того момента началась его научная карьера. По рекомендации доцента кафедры «Электротехника» Татьяны Буштрук студент написал по данной программе статью для участия в научной конференции.

До окончания университета железнодорожник принял участие в нескольких конкурсах научных работ и конференциях, разработал и оформил авторские свидетельства на программное обеспечение, в соавторстве с Татьяной Николаевной написал несколько статей по тематике дистанционного обучения и разработке обучающего программного обеспечения. После окончания университета Дмитрий поступил в аспирантуру, успешно сдал кандидатский минимум. Осталось только защитить кандидатскую работу…

– Зачем железнодорожнику заниматься научной работой? Любому человеку это пошло бы на пользу. Конечно, участие в фундаментальных и прикладных научных исследованиях при одновременной работе на железной дороге практически невозможно. Но участие в конференциях, публикация статей, разработка научного продукта на уровне кандидатской – всё это учит работать с литературой, грамотно формулировать свои мысли, делать выводы на основе серьёзной доказательной базы. Да и в конце концов, это просто интересно!

1nsk