Итоги «Кинотавра»

На гран-при претендовали создатели 14 картин, однако главный приз достался «Безразличию» Олега Флянгольца

В Зимнем театре Сочи — церемония закрытия 22-го кинофестиваля «Кинотавр». На гран-при претендовали создатели 14 картин, однако главный приз достался «Безразличию» Олега Флянгольца. В фильме в главных ролях снялись Фёдор Бондарчук и Александр Баширов.

Награду за лучшую режиссуру получил Бакур Бакурадзе за картину «Охотник». «Лучшим дебютом» была названа работа режиссера Константина Буслова «Бабло».

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский подвел неофициальные итоги:

В кино и на телевидении это называется кольцевая композиция. Сочинский дождь подмочил открытие фестиваля, вот и на закрытии звездам опять шлепать по мокрой дорожке. Ведь кому-то на сцену за призами подниматься с забрызганным подолом. А в зале хватает любителей позубоскалить.

Роман Каримов, снявший этакий плевок в душу фестивальных концептуалистов-интеллектуалов, прямо на пресс-конференции «получил». И даже не за то, что его фильм «Вдребезги» — аморальный, кровавый трэш. А за то, что на сцену поднялся в пляжных шлепанцах.

Роман Каримов, режиссер: «Нашли, на самом деле, отснятые материалы на помойке. Мы просто решили смонтировать нечто такое, как „Ведьмы из Блэр“. Получился такой фильм».

Снимая явно что-то вроде «Грайндхаус» (англ. Grindhouse) Тарантино и Родригеса, Каримов, конечно, заметно недошутил.

Александр Гордон, режиссер, журналист: «Он пошел на эксперимент. Он захотел показать, что у нас тоже могут быть свои Тарантины. Пока были девушки молодые, красивые на экране, я еще мог смириться с тем, что у нас Тарантин не бывает, но вот мне такой вот трэш сознательно показывают. Когда девушки пропали и стало просто тоскливо. Понимаете, если это треш-кино, то хотя бы смешно должно быть. Если, конечно, не все остальное».

Однако это был фильм, на котором время от времени было хотя бы смешно. Мейнстрим, так сказать, настоящего фестивального кино — это по-прежнему режиссеры, которые, похоже, очень хотят непременно отражаться в зеркале Тарковского.

Андрей Плахов, кинокритик: «Тарковский в каком-то смысле загипнотизировал, может быть, целое поколение режиссеров. Это правда. И имидж российского авторского кино во многом связан именно с Тарковским. Потом его последователем стал Андрей Звягинцев. Его последняя картина, которой закрывается „Кинотавр“ — „Елена“ — очень сильно отличается от предыдущих работ. Те были более своего рода абстрактные притчи, а это очень такое конкретное социальное высказывание».

До сих пор основным способом показать интеллектуальную высоту и особость авторского взгляда остаются статичные кадры минуты на две и подчеркнутая почти немота героев. Этими фильмами начинают восторгаться критики, а то, что заметная часть даже фестивальных зрителей засыпает через 15 минут, кажется, никого не интересует. Уснувшие просто не доросли до авторского замысла.

Закрывал конкурс фильм Александра Гордона, полный одесского юмора, с достаточно четко выстроенной драматургией и, в общем, понятной моралью. Тут и обычному зрителю есть что посмотреть, и критикам есть где разгуляться.

Эта картина вполне могла бы претендовать и на главный приз. Вот только сам Гордон — фигура в киномире весьма одиозная, слишком многих киношников не щадил. Так что и на пресс-конференцию по его фильму собрались, кажется, все критики без исключения.

И все это фестивальные страсти — до главного кинособытия года. «Елена» Звягинцева на экране появится уже после того, как раздадут всех фестивальных слонов.

 Самая интересная кинотенденция заключается в том, что на фестивале было сразу несколько фильмов были сняты не на кинокамеру, а на цифровой фотоаппарат в режиме видео. И как телевидение дрейфует в сторону любительских съемок из Интернета, а они почти всегда оперативнее, так, похоже, и кино идет в народ. Теперь любой, даже не самый профессиональный фотограф может претендовать на полный метр. Качество картинки позволяет. 

1nsk