Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю?

Первый канал и "Россия" практически одновременно представят своим зрителям цветные версии легендарных черно-белых фильмов. 9 мая на "Первом" - премьера колоризированного "В бой идут одни старики".

Первый канал и «Россия» практически одновременно представят своим зрителям цветные версии легендарных черно-белых фильмов. 9 мая на «Первом» — премьера колоризированного «В бой идут одни старики».

 «Россия» пошла еще дальше. Здесь раскрасили все 12 серий «Семнадцати мгновений весны», показ которых начнется 4 мая.

«Мы не собирались делать из «Семнадцати мгновений» мультик «Белоснежка и семь гномов»

Первым на святое ч/б покусился НТВ еще в прошлом году. Как раз на 9 мая канал показал рекламные ролики «Семнадцати мгновений весны» с цветной ретушью, чем вызвал волну возмущения. Все подумали, что канал сделал цветным весь фильм. Оказывается, идея раскрасить культовую картину родилась еще 2,5 года назад у заместителя гендиректора «России» Александра Любимова, который сразу же заручился поддержкой режиссера фильма Татьяны Лиозновой, которая специально снимала именно на ч/б.

«На первой встрече с Татьяной Михайловной я объяснил ей свои мотивы. «Семнадцать мгновений» — национальное достояние. Но с 1970-х годов технические стандарты качества изменились, и фильм стал потихоньку уходить на дециметровые каналы. Большие вещатели не могут позволить себе поставить его в прайм-тайм, — рассказал «Труду» Александр Любимов. — Премьера цветной версии — это открытие картины для тех, кто знает Штирлица из анекдотов и диджейских треков с темой из фильма, но никогда не прикасался к этому продукту, потому что фильм выглядит несовременно».

По мнению продюсера, дело тут не столько в цвете, сколько в полной реставрации ленты. «Семнадцать мгновений» сканировали, перевели «картинку» в современное качество 2К, полностью вычистили от полос, волосков, царапин и т.п., довели звук, колоризировали кадр за кадром и получили «абсолютно новый продукт, по сути, современный сериал».

Татьяна Лиознова принимала непосредственное участие в процессе. Ей предлагали множество разных вариантов — от сепии до яркой и контрастной картинки современных блокбастеров, и она выбирала нужный.

«Для нас главным было сохранить эстетику. Если бы перед нами стояла задача просто сделать фильм цветным, он бы, скорее всего, превратился в мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Восстанавливали и колоризировали «Семнадцать мгновений весны» в Москве на студии «Первое поле», но реально в работе были задействованы несколько мировых студий дизайна. В ответ на гневную реакцию великих режиссеров на колоризацию Александр Любимов замечает: «Мы говорим о разном кинематографе. Есть кино, которое делалось черно-белым для придания авторскости, кино «нуар», а «Семнадцать мгновений весны» снимались для массового зрителя, но тогда никто не мог поверить, что телевидение будет цветным. Кстати, в США телемагнат Тед Тернер в свое время выступил с инициативой колоризировать 100 фильмов из золотого фонда Голливуда».

«Леонид Быков хотел снять картину в цвете»

Продюсер цветной версии фильма «В бой идут одни старики» Игорь Лопатенюк отмечает, что им двигали другие мотивы. Изучая историю фильма, он выяснил, что Леонид Быков хотел снять картину в цвете, но цветную пленку тогда давали только на соцреалистические фильмы про трактористов. «Я считаю, что нашей работой мы исполнили желание режиссера», — говорит Лопатенюк.

К работе над цветной версией была привлечена целая группа консультантов — военные летчики, специалисты по военно-историческим костюмам, по наградам, операторы и актеры, снимавшиеся в фильме.

Главной задачей было «не свалиться в Голливуд», поэтому новые цвета фильма были максимально приближены к тому, что мы можем наблюдать на цветной советской пленке 1970-х годов. Правда, колоризировали «В бой идут одни старики» все равно в Америке на студии Legends Film.

Также продюсеры поработали и над качеством изображения, и над звуком. Знаменитая песня «Смуглянка» теперь звучит в формате Dolby 5.1. Не в последнюю очередь на телеканале думали и о расширении аудитории. «Самому фильму уже больше 30 лет, я думаю, отреставрированная и ставшая цветной картина будет лучшим подарком ветеранам в День Победы. А молодое поколение сможет открыть для себя этот замечательный фильм», — говорит Игорь Лопатенюк.

«Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю»

Бум колоризации пришелся на 1980-е годы. Таким образом в Голливуде в эпоху бурного развития цветного кино продюсеры решили привлечь внимание к черно-белым лентам.

Одним из самых рьяных пропагандистов колоризации стал глава вещательной компании, основатель СNN Тед Тернер, который опубликовал список из более чем 100 старых голливудских фильмов, которые следовало бы перевести в цвет. Насильственному раскрашиванию подверглись такие классические произведения мирового кинематографа, как «Касабланка», «Мальтийский сокол», «Кинг Конг», «Джекил и Хайд».

Среди наиболее заметных оппонентов телемагната оказался Вуди Аллен. «Изменить подобным образом чью-то работу без какого-либо на это разрешения — это показать презрение к кино, режиссеру и общественности», — заявлял актер и режиссер, отмечая при этом, что если сам автор не против такого вмешательства, то лишних вопросов не возникает. Режиссер Джо Данте был более радикальным в высказываниях: «Черный и белый цвет — это форма искусства кино 1940-х годов, меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю». По эту сторону баррикад оказался и американский режиссер и сценарист Билли Уайлдер: «Только глупцы могут предполагать, что колоризация улучшит такие киношедевры, как «Касабланка» и «Гражданин Кейн».

Поклонники колоризации оправдывают себя тем, что в те годы у режиссеров просто не было технических возможностей делать цветное кино, поэтому снимали как могли, то есть на черно-белую пленку. Тем не менее со временем стало понятно, что истинные ценители кино предпочитают покупать любимые фильмы в оригинальной версии на DVD, оставляя право смотреть раскрашенные копии телезрителям по всему миру.

Статистика

120 — фильмов из золотого фонда Голливуда были переведены в цвет

1500 — долларов стоит минута колоризации фильма в России

3000 — долларов стоит аналогичная процедура в США

828 — минут — хронометраж 12 серий «Семнадцати мгновений весны»

92 — минуты длится фильм «В бой идут одни старики»

Мнения

Михаил Калатозишвили, режиссер (внук режиссера Михаила Калатозова):

— Когда мой дед снимал фильм «Летят журавли», в кино вовсю использовали цвет. Так что, если бы он хотел сделать картину «Летят журавли» не черно-белой, у него были для этого все возможности. Авторские права на фильм «Летят журавли», как и на другие фильмы моего деда, принадлежат «Мосфильму», а не Фонду Михаила Калатозова. Но если бы спросили мое мнение — можно ли раскрасить фильмы деда, оно было бы отрицательным. Не понимаю, зачем повторять неудачные голливудские эксперименты? Неужели больше некуда девать деньги? Уверяю вас, превращение картины из черно-белой в цветную стоит немалых денег.

Олег Табаков, актер и режиссер, сыграл Шелленберга в фильме «Семнадцать мгновений весны»:

— Они уже это сделали, и поздно дискутировать на эту тему. Да и не хочу комментировать, поймите меня правильно. Я слишком люблю Таню Лиознову, чтобы обсуждать ее действия: Ко мне никто не обращался, и вообще это никакого отношения ко мне не имеет. На мой взгляд, фильм «Семнадцать мгновений весны» — это один из качественных: трудно говорить совершенных, но высококачественных продуктов нашего труда. Вот и все, а остальное я оставляю без комментариев. Я не девочка и не нервный человек, у меня все нормально. Буду ли сам смотреть? Нет, ну зачем, что за ерунда.

Николай Бурляев , актер и режиссер: 

— Я не хотел бы видеть фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», в котором мне посчастливилось сыграть главную роль, в цвете. Во-первых, нельзя идти против авторского решения создателя картины. Если говорить юридическим языком, это нарушение авторских прав. А по-человечески — это глумление над великой картиной.

Георгий Данелия ,режиссер:

— Я не видел цветного варианта, но в принципе — почему нет? Если хорошо сделано, я — за. Конечно, не каждый черно-белый фильм надо раскрашивать. Но, допустим, мою картину «Я шагаю по Москве» — вполне можно. Мы бы вместе посидели над ней и все сделали. Раскрасили же американцы свои картины 1930-х годов, и мы их смотрим.

Что такое колоризация?

Колоризация — любой процесс, в ходе которого в монохромное (черно-белое или тонированное, например, в сепию) изображение или последовательность изображений добавляется цвет. Первые примеры колоризации фильмов относятся к началу XX века, однако широкое распространение она получила гораздо позже — в связи распространением компьютерных технологий.

Колоризация применялась с разными целями, в частности для создания специальных эффектов или для реставрации старого черно-белого кино. Не все воспринимают этот метод положительно, для некоторых любителей старого кино и мультипликации колоризация равносильна культурному вандализму.

Википедия

Эйзенштейн все сделал сам

Как известно, в знаменитой черно-белой картине Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» есть один цветной кадр. В финале фильма зрители могут видеть ярко-красный флаг на мачте броненосца. «Фишку» придумал сам режиссер. Собственно, он же флаг и раскрасил.

1nsk