Россия отказала Китаю в поставке 50 истребителей Су-33, опасаясь копирования

Впервые крупная российская оружейная сделка сорвалась из-за опасений, что страна-покупатель будет нарушать права интеллектуальной собственности. Россия отказалась продавать Китаю палубные истребители «Су-33», пишет газета «Московский комсомолец»

10.03.2009 14:46 Поделиться:

Впервые крупная российская оружейная сделка сорвалась из-за опасений, что страна-покупатель будет нарушать права интеллектуальной собственности. Россия отказалась продавать Китаю палубные истребители «Су-33», пишет газета «Московский комсомолец». 


Переговоры велись достаточно давно — Китай хотел купить до 50 самолетов для своих авианосцев. Но изначально китайская сторона намеревалась приобрести всего два «Су-33» — «на пробу». Это и стало основным камнем преткновения. Российские представители посчитали, что покупатели могут скопировать технологии и начать производить собственные «клоны» истребителей. 

— Как Китай скопировал Су-27 и что из этого вышло
— Китай полюбил клонировать не только российские самолеты
— Палубный истребитель Су-33 (краткая справка)

Опасения эти не беспочвенны, отмечает издание. Так, Китай еще в 1995 году получил лицензию на производство 200 самолетов “Су-27” определенной модификации с российской авионикой, радарами и двигателями. Однако в 2006 году соглашение по 95 машинам Россия расторгла, поскольку китайские производители начали выпускать такой же самолет, но уже с собственной авионикой и системами. 

Проще говоря, опыт “клонирования” самолетов Сухого у Китая имеется. Эта проблема, кстати, обсуждалась в декабре на 13-й сессии российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Очевидно, что России крайне невыгодно, если в регионе появятся более дешевые китайские аналоги отечественных истребителей, которые сможет покупать, например, Пакистан. 

Китай предлагал увеличить до 14 число закупаемых самолетов, но Россия не пошла и на это, посчитав даже такую сделку невыгодной. Для того чтобы производство самолетов окупилось, объем поставки должен составлять минимум 24 машины. Впрочем, точку в вопросе о сделке ставить рано. Китай заинтересован в палубной авиации, ведь Пекин намерен в 2010 году достроить авианосец с обычной силовой установкой, а в 2020 году принять на вооружение корабль с ядерным реактором. Примечательно, что Китай в свое время активно скупал недостроенные советские корабли аналогичного класса, и, по некоторым данным, они также использовались для копирования технологий. 


Деловой портал BFM напоминает, что в течение 25 лет Китай закупил значительное количество бывших в употреблении и недостроенных авианосцев советского производства. По некоторым данным, они также могли использоваться для заимствования технологий производства. Некоторые корабли, как утверждают СМИ, Пекин планирует восстановить и поставить на вооружение флота. Китай также неоднократно уличали в копировании российских боевых самолетов. 

Как Китай скопировал Су-27 и что из этого вышло 


В конце апреля 2008 года Россия официально уведомила Китай о том, что производство истребителей J11, копирующих российский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности. Прогресс может дорого обойтись отечественной оборонке — если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они легко вытеснят Россию с рынков третьих стран. 


Таким образом, попытки России закрепиться на китайском рынке вооружений с помощью передачи Пекину «отверточной» сборки истребителей Су-27СК не оправдали ожиданий. Китайские «пираты» вышли на новый уровень: освоив технологию выпуска, Китай наладил собственное производство их аналогов с прицелом на последующий экспорт в страны третьего мира. Российские эксперты ожидали, что китайцам потребуется не менее 10 лет, чтобы разработать собственный двигатель. Но китайцы справились быстрее. 

С 1992 года Россия поставила Китаю 76 Су-27СК, в 1995 году продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов, пишет газета. К 2003 году Россия поставила 95 комплектов для J11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета. 

Удельный вес китайских компонентов в J11 нарастал, но двигатели АЛ-31Ф и авионика ввозились из России. Однако постепенно Китай начал увеличивать степень локализации производства, а также значительно модернизировал истребитель. 

Так, различные источники указывают на то, что в начале 2000-х годов модернизированный J11, на 70% состоящий из китайских комплектующих, уже был оснащен улучшенным китайским радаром, мог нести ракеты китайского производства, а также получил возможность атаковать наземные цели. Позже китайцы почти полностью заменили все аналоговые приборы российского Су-27 бортовым компьютером с несколькими дисплеями, указывает. 

А уже в 2007 году Китай продемонстрировал первые прототипы модели J11B — почти полную копию Су-27СМК. 


Китай полюбил копировать не только российские самолеты 

Тема нелегального копирования российского оружия возникает не первый раз. Например, по оценке Рособоронэкспорта, российская экономика ежегодно теряет на пиратском тиражировании различных модификаций автомата Калашникова до 2 млрд долларов. В свое время лицензии на производство АК-47 и его модификаций были переданы 18 странам. Однако срок их действия закончился еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. 

А в армии Китая эксперты нередко обнаруживают и другие образцы продукции, подозрительно похожей на российскую. Вот несколько примеров. 

Китайцы сотрудничали с российской корпорацией «Фазотрон-НИИР»: они покупали 1-2 радара для истребителей, а через несколько лет появлялась копия. На строящемся в Шанхае ракетном фрегате проекта 054А установлена поисковая радиолокационная станция, очень похожая на систему «Фрегат-М2ЕМ», которую Россия некогда поставляла в Китай. 

Китайская 155-мм самоходная гаубица PLZ05 скопирована с российской 2С19М1. Реактивная система залпового огня «Смерч» выпускается без всяких лицензионных соглашений в Китае под названием А-100. 


Палубный истребитель Су-33 (краткая справка) 

“Су-33” — многоцелевой истребитель корабельного базирования с горизонтальным взлетом и посадкой. Был принят на вооружение в 1991 году. 

Бортовое оборудование обеспечивает автоматическое обнаружение, опознавание, сопровождение и определение координат до 10 воздушных целей с автоматическим выбором наиболее опасной цели. 

Вооружение состоит из 30-мм пушки со скорострельностью 1800 выстрелов в минуту и подвесного неуправляемого ракетного и бомбардировочного вооружения, размещаемого на 12 внешних точках подвески. Максимальная скорость — 2300 км/ч. Практический потолок – 17 000 метров. Дальность полета — 3000 км.

Автор: knio

Просмотры: 0

Источник: newsru.com

Сетевое издание «1НСК» (16+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67937 от 06.12.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Телефон редакции: 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@1nsk.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: redactor@1nsk.ru.
Для рекламодателей: adv@1nsk.ru.