Можно ли было спасти «Межтопэнергобанк»?

Центральный банк РФ, выполняющий функции главного регулятора кредитно-денежной политики, в последнее время активно одного за другим лишает коммерческих банков лицензии.

Центральный банк РФ, выполняющий функции главного регулятора кредитно-денежной политики, в последнее время активно одного за другим лишает коммерческих банков лицензии. Случается это по причине предоставления финансовой организацией недостоверной отчетности, снижения величины уставного капитала, нарушения действующего законодательства и неудовлетворения требований, возникших по кредитным обязательствам. Когда Центробанк лишает лицензии банк-«однодневку», осуществляющий операции весьма сомнительного характера – это вполне понятно. Не удивляет нас и прекращение деятельности банка, участвующего в отмывании доходов. Но когда ЦБ РФ лишает лицензии банк с, казалось бы, безупречной репутацией, наличием собственной истории, осуществляющий поддержку важных проектов, способствующих развитию таких экономических отраслей, как промышленность, строительство, наука и сельское хозяйство, это вызывает, мягко говоря, недоумение, не только у простых людей, но и практикующих экономистов.

Руководители Центробанка на своих пресс-конференциях официально заявляют на камеры представителей СМИ о своей готовности оказывать поддержку коммерческим банкам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. Для этих целей был создан «Фонд консолидации банковского сектора». Он позволяет собственникам, потерпевшим финансовый крах банкам с достоинством выйти из бизнеса. На территории РФ работает более 800 финансово-кредитных учреждений. Часть из них – на грани банкротства. Огромное количество убыточных банков объясняется очень просто – закрыть банк в нашей стране почти невозможно, равно, как и продать или передать его другим владельцам. И если коммерческое финансово-кредитное учреждение по тем или иным причинам перестало приносить собственнику доход, «Фонд консолидации банковского сектора», будет способствовать, либо завершению деятельности, либо привлечению инвестиций для развития.

И действительно, крупный российские банки, имеющие огромные финансовые проблемы, к примеру – Банк «Открытие», «Промсвязьбанк», «БИНБанк», благодаря этому Фонду, проходят в данный момент процедуру санации, позволяющую их собственникам сохранить бизнес, а самим кредитно-финансовым учреждениям остаться на плаву и снова получать доход. Но есть ли шансы у более мелких банков, попавших в сложную финансовую ситуацию, решить свои проблемы с помощью этого внедренного Центробанком механизма. Рассмотрим это на конкретном примере.

Многие жители нашей страны помнят громкую историю краха одного из крупнейших российских коммерческих финансово-кредитных учреждений – «Межтопэнергобанка», созданного более 25 лет назад с целью поддержки отечественных предприятий, входящих в состав топливно-энергетического комплекса. Его председатель Юрий Шутов считался одним из богатейших российских банкиров. Его финансово-кредитный бизнес до поры до времени считался вполне успешным. На счету у него было несколько значимых проектов, в том числе и касающихся развития гражданского и промышленного строительства нашей страны. При поддержке «Межтопэнергобанка» было возведено несколько современных жилых комплексов в Москве, Питере, Челябинске и других городах, отстроен шикарный аквапарк в Новосибирске и первый в нашей стране полигон ТБО в Тверской области. И тут, как гром среди ясного неба грянуло известие об отзыве у него лицензии на занятие банковской деятельностью.

Как впоследствии выяснилось, некоторые операции банка, к примеру финансовые вливания в находящийся на грани банкротства сибирский банк «Алемар», признаны рискованными, равно, как и инвестиции в строительство. Тут возникает вполне закономерный вопрос, неужели перепродажа ценных бумаг, выступающая основным видом деятельности ряда коммерческих банков РФ, гораздо важнее российской экономики. Да, у банков-спекулянтов с отчетностью и ликвидностью все в порядке. Но их деятельность никакой пользы нашей стране не приносит.

Здесь напрашивается вывод, что лишенный лицензии «Межтопэнергобанк» оказался в ловушке реального сектора отечественной экономики. Как только приостановилось развитие строительной отрасли, переживающей в данный момент очередной кризис, так и на грани банкротства оказались инвестирующие ее банки. В глубокой кредитной яме оказался главный заемщик этого банка — компания «Оптоган», крупнейший отечественный производитель светодиодной техники. Это в какой-то мере способствовало тому, что «Межтопэнергобанк» попал под пристальный контроль Центробанка и очень скоро был признан «ненадежным». Государственному регулятору оставалось дождаться момента, когда оставшаяся на балансе «Межтопа» сумма средств оказалась меньше предельно допустимой. Это и стало основанием отзыва его лицензии. Способствовало этому и неожиданное исчезновение Юрия Шутова – председателя правления банка, что повлекло за собой временный управленческий коллапс. Далее было проведено ключевое совещание среди акционеров и членов правления «Межтопа», на котором было принято решение обратиться за помощью в «Фонд консолидации банковского сектора» и попросить Центробанк об отсрочке выполнения обязательств. Но отправленные им письма остались без ответа. В данный момент Агентство по страхованию вкладов готово начать распродажу имущества и активов «Межтопэнергобанка». Так, никогда не помышлявший о банкротстве и вполне успешный банк, работающий на территории РФ более 25 лет, остался без лицензии.

Ситуация, сложившаяся со стабильным «Межтопэнергобанком», сделавшим огромный вклад в развитии российской экономики, наглядно показывает, насколько созданный «Фонд консолидации банковского сектора» помогает банкам, неожиданно оказывающимся на краю финансовой пропасти. Вместо того, чтобы дождаться таких необходимых в данный момент помощников «консолидаторов», которые должны были помочь ему пережить трудные времена кризиса строительной отрасли, к ним пришли «ликвидаторы» и уже в ближайшее время имущество и активы «Межтопэнергобанка» будут проданы с молотка.

1nsk