«Бирюзовой Катуни» не хватает инвестиций

В Алтайском крае подвели итоги туристического сезона - поток туристов растет, увеличиваются инвестиции в отрасль, но региону по-прежнему сложно конкурировать в сфере туриндустрии с Турцией и Египтом

Алтайский край давно и небезуспешно развивает туризм. Сегодня здесь реализуют целый ряд инвестиционных проектов в этой сфере, крупнейший из которых – особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». В этом году в туристической ОЭЗ было запущено два крупных объекта инфраструктуры: мост через реку Катунь и автомобильная дорога Алтайское – «Бирюзовая Катунь». Полностью возвести всю необходимую инфраструктуру турзоны краевые власти планируют к 2013 году.

Общий объем инвестиций в создание туристической ОЭЗ в Алтайском крае оценивается в 30 млрд. рублей, из которых государство должно вложить 8 млрд., остальное – частные инвесторы. Однако пока «Бирюзовая Катунь» испытывает дефицит частных инвестиций. Если государственные вложения, по данным управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, уже достигли 1,4 млрд. рублей, то семнадцать компаний-резидентов, зарегистрированных на территории особой экономической зоны, пока вложили на порядок меньше. Точная цифра не называется. По некоторым данным, она не превышает и сотни миллионов рублей, притом, что совокупный объем инвестиций, указанный резидентами в бизнес-планах, – свыше 9 млрд. рублей.

На перекос в сторону госвложений при создании «Бирюзовой Катуни» еще в прошлом году указывала Счетная палата РФ. По ее данным, за 2008-2010 годы резиденты инвестировали в турзону 67,1 млн. рублей – это только 3% от предусмотренных на данный период вложений. А недавно и губернатор Алтайского края Александр Карлин потребовал от резидентов турзоны большей отдачи.

Несмотря на то, что ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» еще строится, она уже активно привлекает туристов, поскольку была создана на базе действующего туристического комплекса с искусственным озером. Поток отдыхающих в турзоне постоянно растет: в 2010 году число ее посетителей составило 200 тыс. человек, а за восемь месяцев текущего года уже превысило 220 тыс.

По мнению члена Алтайской региональной ассоциации туризма Александра Смирнова, реализация крупных инвестиционных проектов при поддержке со стороны федеральных и краевых властей положительно сказывается на развитии регионального рынка туруслуг. Однако алтайским турпредприятиям по-прежнему сложно конкурировать с доступным отдыхом за рубежом. В этом сезоне «горящие» туры в Египет и Турцию можно было приобрести за 12-15 тыс. рублей, тогда как путевка на Алтай для жителей европейской части страны с учетом перелета стоит как минимум вдвое дороже.

В целом в Алтайском крае работает около 780 туристических предприятий, из которых более 550 – объекты коллективного размещения и «зеленые» дома. Отдых туристов обеспечивают более 160 гостиниц, 42 санаторно-курортных учреждения, около 140 турбаз, порядка 150 «зеленых» домов и 83 детских оздоровительных лагеря.

1nsk