Пожалуйста подождите

Про обучение *или* Про лень студентов

10 июня 23:14
Рейтинг +0+2,86 - +    Эмоции
комментариев: 17
Как же прав этот человек *для ленивых выделил самое интересное*:
 Довелось в мае читать курс по истории российского крестьянства в одном из московских вузов. Не РЭШ, не «Вышка», но и не совсем уж заборостроительный: вполне репрезентативное столичное высшее учебное заведение. Прогрессивный ректор, новая и даже новаторская программа, молодые преподаватели, специально приглашенные для ведения занятий в рамках этой программы.

Главное впечатление: на прошлой неделе из тридцати с лишним первокурсников заданное им на дом сочинение сдали лишь 11 (!) человек. Остальные не то чтобы сдали плохие работы, принесли скачанные из сети рефераты, сказались «заболевшими» — нет, они не принесли вообще ничего. И это притом что баллы, полученные за сочинение, должны были составить 25% итоговой оценки — иными словами, получив 0 баллов, студент автоматически не может получить больше «тройки» за курс.

Педагогическая концепция была, конечно, в том, чтобы заставить студентов не зубрить бесполезно в ночь перед экзаменом, а работать в течение всего семестра. Говоря иначе, внедрить в рамках отдельно взятого курса американскую систему: студент учится — читает, пишет, участвует в обсуждениях — каждую неделю, набирая при этом баллы за различные виды работ, потом эти баллы складываются. Получившим более 85 баллов (из 100) ставится «пятерка», от 85 до 76 — «четверка» и т. д., и никакой сессии. Студенты же явочным порядком продавили привычную им сессионную систему, позволяющую ничего не делать весь семестр.

Секрет их успеха в том, что, как бы ни был устроен курс и какие бы баллы им ни выставлялись по ходу семестра, преподаватель обязан, согласно существующим правилам, предоставить двоечникам возможность три раза явиться на «пересдачу» — две «простые» и потом еще одну «с комиссией». Иначе говоря, «неуд», который с неизбежностью будет поставлен мною двумя третям группы, ничего не изменит в жизни его получателей: в их терминологии это будет лишь означать неполучение «зачета автоматом». Эка беда — они на него и не рассчитывали. Впереди сессия, фактически переговорный процесс, в ходе которого подавляющему числу бездельников удается вытянуть из преподавателя необходимую им «тройку», потому что «неуд» означает отчисление, но отчислить две трети группы невозможно! И это не говоря уже о том, что сама процедура «пересдачи» в принципе является отвратительным фарсом: мы заявили студенту, что он ничего не знает, а неделю спустя разрешаем ему пересдавать снова — и делаем вид, будто за это время и в самом деле можно что-то выучить.

Меньше всего я хотел бы говорить сейчас о моральном разложении молодежи и студенческой лени. Проблема в том, что, даже когда преподаватель настроен спрашивать со студентов по-настоящему, устройство отечественной программы высшего образования не позволяет это сделать. Некоторые паллиативные решения возможны: например, проведение письменных экзаменов (что снижает элемент переговорности) или перенос «пересдач» на осень (в этом случае студент хотя бы теоретически получает возможность что-то выучить перед пересдачей). То же самое касается и плагиата: все, что преподаватель мог сделать, обнаружив в сочинениях студентов абзацы из Википедии, это поставить им «неуд». Ничего более серьезного с ними сделать нельзя, потому что «более серьезное» — это отчисление, а отчисление по статье «плагиат», насколько я понимаю, не предусмотрено. В результате студент, пойманный за руку на мошенничестве, продолжает как ни в чем не бывало ходить на занятия.

Говоря шире, очевидно, что решением могло бы быть повышение гибкости учебных программ. Сегодня последовательность прослушивания студентами курсов в российских вузах жестко предопределена, и потому преподаватель должен или добиться отчисления неуспевающего студента, или махнуть рукой и позволить ему учиться дальше: возможность провалить курс и остаться студентом не предусмотрена. Первое представляется чрезмерно жестоким и непрактичным с точки зрения управления вузом (а потому практикуется только в исключительных случаях), второе прямо стимулирует разгильдяйство и ничегонеделание. Если же последовательность курсов (и даже их выбор) были бы менее жестко зафиксированы, «неуд» за курс означал бы для студента не отчисление, а необходимость прослушать этот (или другой) курс еще раз, на следующий год. Накопление нескольких таких «неудов» в итоге все равно привело бы к отчислению, но по крайней мере у преподавателя была бы возможность ставить оценку за свой курс, ориентируясь только на знания студента, а не на какие-то посторонние обстоятельства.

Пересдачи по моему курсу о крестьянстве будут в конце июня: интересно, сколько заслуженных «неудов» мне удастся поставить?
http://www.forbesrussia.ru/column/50776-oh-uzh-eti-detochki
Самое интересное - все эти прогульщики, двоечники, алкаши и прочее получат свои тройки, будут занимать места в университетах и прочее.
Не очень хорошая система :(
______________________________________
А что Вы думаете по этому поводу?

комментарии

К первому непрочитанному 
  • 10 июня 2010 | 23:18 (ссылка #1546197)
    +1,65 - + Сообщить модератору
    Выпью Йаду
    Отчислять и в армию. Если и это не поможет, значит просто не надо учиться и все. 
  • 10 июня 2010 | 23:53 (ссылка #1546233)
    +1,65 - + Сообщить модератору
    Кошечка
    из тридцати с лишним первокурсников
    Перваки, они и учиться толком не умеют. Когда разберутся, что да как, то смогут выкручиваться (в т.ч. учить норм./списывать/на ходу делать), и "чему-нибудь и как-нибудь" всё равно научатся. Поэтому -
    махнуть рукой и позволить ему учиться дальше
  • написал четкий
    10 июня 2010 | 23:58 (ссылка #1546234)
    0 - + Сообщить модератору
    4
    Так это практика имеется на любом курсе.
    На первом даже чаще гоняют и пугают отчислением.
    Со второго курса уже все борзые и всем пох.
  • 11 июня 2010 | 00:16 (ссылка #1546248)
    0 - + Сообщить модератору
    Кошечка
    Получившим более 85 баллов (из 100) ставится «пятерка», от 85 до 76 — «четверка» и т. д.
    У нас по одному предмету была такая система в неск. изменённом виде - за прогулы ставили то ли -5, то ли -10, а за доклад - от 8 до 10. На семинарах народу было много, вели ожесточённую борьбу за доклады, зато на лекциях практически никого))
  • 11 июня 2010 | 00:02 (ссылка #1546236)
    +0,05 - + Сообщить модератору
    аватара
    Перваки, они и учиться толком не умеют.
    Вот перваки, это самые прилежные студенты, чем дальше, тем больше лени.
  • 11 июня 2010 | 00:07 (ссылка #1546239)
    +0,05 - + Сообщить модератору
    аватара
    Когда получал первую вышку, к пятому курсу обленился так, что говорить стыдно, потому что мне была не интересна будущая специальность и само обучение, не знал после школы куда шел. Сейчас на втором интересно и учусь с удовольствием.
    чем дальше, тем больше лени.
    вот это ты правильно сказал, у тебя же 10 дней до защиты, а диплом не готов :)
  • 11 июня 2010 | 00:27 (ссылка #1546264)
    +0,05 - + Сообщить модератору
    кАтёнка
    Аналогично)))
  • 11 июня 2010 | 06:28 (ссылка #1546330)
    0 - + Сообщить модератору
    ava2
    +1
  • 11 июня 2010 | 01:25 (ссылка #1546307)
    +1,99 - + Сообщить модератору
    аватара
    Причина не только и не столько в системе оценок. Во-первых, это - следствие резкого падения престижа рабочих профессий и техникумов в 90-е. В итоге, большая часть студентов идет в университет не за знаниями и не за овладением профессией, а за статусом, за корочками. Отсюда и такое отношение к учебе. Во-вторых, требует пересмотра именно система обучения. Все-таки ВУЗ должен давать реальные профессиональные навыки, а не опускаться до уровня школы: вот вам учебник, читайте отсюда до сюда. Нужно с первого курса ставить перед студентами реальные задачи, а не пичкать их пять лет голой теорией. Тогда и количество заинтересованных именно в получении знаний вырастет. Ну и, к сожалению, автор статьи не сказал на какой специальности он читал свой курс. От этого тоже многое зависит. К примеру грузить математиков гуманитарными заданиями просто бессмысленно и жестоко.
  • написал четкий
    11 июня 2010 | 10:14 (ссылка #1546389)
    0 - + Сообщить модератору
    4
    большая часть студентов идет в университет не за знаниями и не за овладением профессией, а за статусом, за корочками.
    почему бы им тогда их просто не купить?
    Ну и, к сожалению, автор статьи не сказал на какой специальности он читал свой курс.
     Довелось в мае читать курс по истории российского крестьянства в одном из московских вузов. Не РЭШ, не «Вышка», но и не совсем уж заборостроительный: вполне репрезентативное столичное высшее учебное заведение. Прогрессивный ректор, новая и даже новаторская программа, молодые преподаватели, специально приглашенные для ведения занятий в рамках этой программы.
    Видимо, гуманитарный курс читал гуманитарам.

  • аватара
    почему бы им тогда их просто не купить?
    1) Это еще надо знать где купить
    2) Дорого
    3) Точно утверждать не возьмусь, но это, вполне возможно, уголовно наказуемо.

    Видимо, гуманитарный курс читал гуманитарам.
    Гуманитарий гуманитарию рознь. Одно дело читать Историю крестьянства историкам, социологам или политологам, и совсем другое экономистам или, скажем, лингвистам. Это конечно не математики, но и им куда полезней было бы заняться чем-нибудь другим.
     
  • написал четкий
    11 июня 2010 | 16:03 (ссылка #1546568)
    0 - + Сообщить модератору
    4
    1) Это еще надо знать где купить
    метро!
    2) Дорого
    однозначно дешевле чем платить стоимость обучения в ВУЗе за N лет 
    3) Точно утверждать не возьмусь, но это, вполне возможно, уголовно наказуемо.

    Ну технически как бы да. Можно замять.
  • 11 июня 2010 | 10:18 (ссылка #1546391)
    0 - + Сообщить модератору
    аватара
    В институтах много шлака сейчас, многие просто приходят за коркой, а на счет всего лишнего скажу так: я по будующей специальности энергетик, первые ДВА курса у меня была всякая галимотья НИ ОДНОГО  предмета по будующей специальности...
    студенты, чем дальше, тем больше лени

    Это правда... к сожалению и 2/3 не выгонешь, хотя надо.
    Ps. жду рецензию на свой диплом:)
  • написал четкий
    11 июня 2010 | 16:04 (ссылка #1546570)
    0 - + Сообщить модератору
    4
    А ты где учишься?
  • 14 июня 2010 | 22:59 (ссылка #1548230)
    0 - + Сообщить модератору
    аватара
    Сельхоз
  • Вам уже исполнилось 18 лет? Да / Нет
  • 12 июня 2010 | 13:34 (ссылка #1547106)
    0 - + Сообщить модератору
    Аватара не загружена
    Вы свою американскую систему со студентами согласовали? Они про нее знают?
    Хотя - неважно, новое в массы с трудом внедряется.
    Эксперимент одобряю. Прогрессивно и эффективно.
    Отчислять всех неврубающихся не обязательно, отчислите одного-двух "самых", остальные засуетятся.
     
  • Подписаться