Пожалуйста подождите

Посвящается недавнему 70-летию вокзала Новосибирск-Главный

30 декабря 22:09
Рейтинг +00 - +    Эмоции
комментариев: 1

Из истории...

Здание железнодорожного вокзала претерпело почти идентичную театральному зданию трансформацию в течение своего строительства.


На Всесоюзный конкурс эскизных проектов новосибирского вокзала, организованный Московским архитектурным обществом в 1929 г., поступило 45 проектов, 12 из которых были премированы. Первую премию получил проект архитектора Н.Г. Волошинова, но проект на выставке в Новосибирске в июле 1930 г. подвергся резкой критике, и городская планировочная комиссия внесла в него ряд корректив. В заключении комиссии отмечалась недостаточная площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения, удалённость камер хранения ручной клади от входов в вокзал. Вместе с этим комиссия высказала неудовлетворение «архитектурным оформлением здания», утверждая, что сооружение в проекте «скорее походит на конструкцию коробки для производственных зданий», чем для пассажирского вокзала. Дальнейшая разработка эскизного проекта Н.Г. Волошинова была поручена киевскому отделению Гипротранса, где проект сооружения претерпел значительную трансформацию. По рабочему проекту из Киева и были заложены фундаменты вокзала.


Однако скоро монолитные железобетонные рамные конструкции, плоские крыши и вообще архитектурный облик вокзала вызвали сомнения у технического руководства «Сибстройпути». Начались новые пересмотры проекта, а затем «Сибстройпуть» поручил архитектору Б.А. Гордееву составление коррективного эскизного проекта вокзала. Проект Б.А. Гордеева подвергся экспертизе архитекторов Г.Б. Бархина и А.3. Гринберга; они не только рецензировали проект, но и предложили так называемую «схему А», по которой Сибирское отделение «Стандартгорпроекта» составило окончательный проект вокзала в Новосибирске на 4 тыс. пассажиров.
Здание вокзала возводилось в течение 1932-1939 гг. 25 января 1939 г. Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию
.

Проект Новосибирского железнодорожного вокзала по проекту Киевского отделения Гипротранса

Один из вариантов решения архитектуры железнодорожного вокзала и планировки привокзальной площади. Проект составлен в Сибирском отделении «Стандартгорпроекта»

 

Интересые факты истории...

 

Звучит парадоксально, но по архитектурному замыслу, прототипом здания вокзала стал старинный паровоз. Если присмотреться к современному облику здания, действительно, можно уловить общие черты между геометрически точными формами здания и транспортным средством, которому Новосибирск, по сути, обязан своим возникновением.

 

Инженер Галина Телегина, работавшая в проектном институте «Сибстройпуть» и участвовавшая в строительстве вокзала в 1936 году, в своих воспоминаниях, опубликованных в книге «Мой Новосибирск», проливает свет на загадку своеобразной архитектуры железнодорожного вокзала: «Ходили слухи, что новосибирский вокзал – точная копия с вокзала американского города Чикаго. Новосибирск хотели в свое время даже назвать Сибчикаго, потому что он развивался такими же рекордными темпами, как американский промышленный мегаполис. Проект, который мы в нашем институте «привязывали к местности», был результатом совместных усилий киевлян, москвичей и новосибирцев. В первоначальном варианте в правом углу здания планировалась высокая башня. При корректировке проекта ее «срезали». Сейчас в этой «срезанной» башне, напоминающей скорее несколько неуклюжую пристройку, находятся комнаты отдыха и гостиница».

 

Железнодорожный вокзал «Новосибирск-главный»


В конце 90-х гг. началась реконструкция здания вокзала, которое к тому времени потеряло свой первоначальный блеск. Однако уже тогда здание считалось одним из символов города, наряду с Оперным театром. В названии площади перед вокзалом новосибирцы увековечили имя Гарина-Михайловского, инженера, писателя и общественного деятеля, которому город обязан своим рождением. Именно он в 1891 году руководил изыскательной партией, которая выбрала площадку для строительства моста через реку Обь, чтобы проложить по нему ветку Западно-Сибирской железной дороги. На этом месте потом и вырос Новосибирск.

 

В 1999 году вокзал был полностью сдан в эксплуатацию после капитального ремонта. Для облицовки стен и пола использовались преимущественно природные материалы - гранит и мрамор. Оконные блоки изготовлены из долговечной древесины, в основном ценной породы дуба.

-----------------------------------------------------------------------

Алексей Надточий, журналист:


Многие новосибирцы помнят, как в эпоху «расцвета» рыночной экономики вокзал был битком забит киосками со всякой всячиной, не имеющей отношения к железной дороге. И площадь Гарина-Михайловского тоже представляла собой своеобразную барахолку. Тут вольготно чувствовали себя пьяницы и бомжи. К счастью, у властей хватило благоразумия навести порядок и на вокзале, и на площади. Мне в 60-х довелось жить в общежитии пединститута, что на Ленина. Поздно вечером мы ходили на вокзал за горячими пирожками. На вокзале можно было сходить в душ, посмотреть кино. Вспоминается, как люди в ожидании поездов толпами валялись на полу, подложив газету. По залам шныряли беспризорные пацаны. Но все равно вокзал был душой города. И даже как-то жаль того прошлого обаяния. Даже запахи вокзала той поры вспоминаются…
____________________________________________________________________________

Сегодня вокзал Новосибирск Главный - сложное техническое сооружение, рассчитанное на ежегодное обслуживание 16 млн. пассажиров с широкой сферой услуг современного пассажирского сервиса. Кассовый зал имеет 17 кассовых окон, 2 из которых- справочное бюро. Все кассы оснащены автоматизированной системой «Экспресс-2». Над кассовыми окнами расположены мониторы, на которых постоянно меняется информация о наличии мест в поездах, также все необходимые сведения о поездке. Транзитный пассажир может отдохнуть в гостинице, расположенной в Восточном зале вокзала, рассчитанной на 64 места. Для пассажиров с детьми имеется Комната матери и ребенка на 40 мест, оборудована игровая комната, где занимаются с детьми опытные педагоги.

 

Еще несколько интересных фактов...

 

- В начале века на Вокзальной площади (сейчас она носит имя Гарина-Михайловского), находился киоск некоего Шеина. Небольшой торговый павильон содержался на средства Обской группы РСДРП. Задачей Шеина было, под прикрытием мирной торговли, принимать с поездов нелегальную литературу и передавать ее, куда укажет партия. Литературу революционному лавочнику доставлял Дмитрий Шамшурин, имя которого сейчас носит одна из улиц города.

 

- В разряд комических достопримечательностей тех лет вошла броская вывеска в самом центре площади. Неграмотный артельщик по фамилии Монахов, плохо знакомый со знаками препинания, забыл поставить точку в предложении. И вот что вышло: «Принимаю коптить и солить монахов».

----------------------------------------------------------

Собственно, сам виновник торжества:

null



 Вокзал станции Новониколаевск. Вид от железнодорожных путей. Фотография 1909-1917 гг.


 Вокзал станции Новониколаевск. Вид от железнодорожных путей. Фотография 1915-1917 гг.


Красные казармы (улица Владимировская, 2). Вид со станции Новониколаевск. Фотография 1913-1917 гг.





комментарии

К первому непрочитанному