Пожалуйста подождите

Празднуем Летний солнцеворот!

22 июня 08:40
Рейтинг +00 - +    Эмоции
комментариев: 2
У древних народов было 4 основных праздника, связанных с солнцем (летний и зимний солцеворот, весеннее и осеннее равноденствие). Считалось, что в эти дни устанавливается особая связь с Высшим Миром.

Во многих народных традициях отмечаются календарные праздники. Среди них есть праздники солнечные, которые из года в год приходятся на один и тот же день. Но среди них можно выделить четыре, приходящиеся на Солнцестояния и равноденствия – мы их называем макушками. В старину, когда люди были ближе к природе и сверяли свою жизнь с небом, эти праздники как система обрядов и ритуалов, длились не один день (по нашим изысканиям это 7 или 9 дней).

Один из таких великих солнечных праздников - ЛЕТНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ.

Что мы про него знаем?

1- из астрономии:
"Во время летнего солнцестояния в северном полушарии Земли Солнце дольше всего остается над горизонтом. 21 и 22 июня - самые длинные дни в северном полушарии. С 21 на 22 июня - самая короткая ночь.

Во время летнего солнцестояния Солнце выше широты 66,5 градусов вообще не заходит за горизонт, и день длится круглые сутки. На Северном полюсе Земли Солнце движется по небосводу на одной и той же высоте круглые сутки. Во время летнего солнцестояния Земля, в результате наклона своей оси к плоскости эклиптики на 23 с небольшим градуса, обращена к Солнцу северным полюсом. На южном полюсе в это время стоит полярная ночь.На северном полюсе и околополюсных районах - полярный день, в чем можно убедиться, поднявшись над полюсом Земли, и посмотрев на Землю из космоса."

2- Из истории:
В самых разных культурах существовал обряд празднования Летного Солнцеворота, у Славян он назывался праздником КУПАЛЫ

"В Иранской ветви Ариев сохранился мощный мифологический пласт, соответствующий мировым легендам, посвящённым летнему Солнцестоянию. Купала является самым архаичным праздником, сохранившимся на этой территории: Индо-Арийская традиция; Индо-Европейская культура; Трипольская культура; Скифо-Сарматская культура; Славянская традиция. На Украине, по археологическим исследованиям, этот праздник достоверно праздновался три тысячи лет назад. Атрибутика Купалы преобладает в большинстве археологических раскопок."

"Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнце играло...»; «Солнце сходить грае...».
Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дня, который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

3- в наше время:
Праздник часто празднуется в искаженном варианте. Путаница наблюдается и в датах празднования и в смысловой нагрузке праздника.

Варианты дат празднования:

1-я - с 6-го на 7-е июля, это праздник православных христиан с названием "Иван Купала" (его же именуют Иоанном Крестителем).
"С принятием христианства праздник летнего солнцестояния был приурочен у нас ко дню Рождества Иоанна Крестителя (24 июня), причем книжное слово "Креститель" заменилось народным словом "Купала", что значит "купающий", т.е. креститель. На Иоанна Крестителя были перенесены черты Даждь-бога, а крещение, совершавшееся Иоанном, было приравнено к языческому очищению водой." С введением нового календаря дата праздника "уехала" с июня на июль.

2-я - с 23 на 24 июня - это католический праздник - также изменен и приурочен к Рождеству Иоанна Крестителя (24 июня)

3-я - 21-22 июня - собственно праздник летнего Солнцестояния (как по астрономическому календарю)

4-я - Подвижная дата празднования Купалы, связана с сочетанием двух астрономических событий – летним солнцестоянием (21-22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния – это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2 – 3 дней назад и 7 – 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала.

5-я - также с 23 на 24 июня как и п.2, но объяснение другое: празднуется не сам пик солнцестояния приходящийся на 21-22 июня, а новое, уже "устоявшееся" после пары дней, состояние солнца после прохождения самого пика. Дни, когда «солнце играет»

6-я - переходящие даты по Круголету Числобога - это версия староверов-инглингов. Празднуют просто праздник Купалы - одного из славянских Богов.

Период празднования:

Христианскоий праздник "Ивана Купала" отмечают в течение одного дня. Между тем в более древних традициях празднование Купалы, кроме собственно праздничной ночи и дня, идет несколько дней (как и празднование Зимнего Солнцеворота - Коляды) и называется Купальской неделей, здесь "неделя" - это условное название, праздник может быть и две календарные недели.
Также встречались названия "русальной недели" и "гряной недели"

Смысловое значение Купалы
"Чтобы не заблудиться в мифологическо-сказочном океане, дошедших до нас легенд, мифов, сказов, кощунов, необходимо опереться на фундамент язычества – целесообразность. Проблема большинства фольклорных экспедиций заключается в том, что они перечисляют обрывки ритуалов, не задумываясь об их подоплеке. "
Кроме того сейчас стало своеобразной модой разыгрывать празднование Купалы как некое театрализованное действо, ритуал со множеством принятых условностей.

Что же брать за основу?
1- Очистительные ритуалы и обряды, предназначение которых, восстановление энергетической целостности человека – его здоровье;
Купание на заре в росе (причем такого рода купанию приписывается целебная сила), купание днем в реке, очищение огнем, прыгание через костры, хождение по углям и т.д.

2- Обряды приобщения к Стихиям, это знакомство с ними, приобретение поддержки от них при действиях Людей в Яви.
Песни про навих (русалок, леших и пр.), в т.ч. трагические, в назидание. Особые купальские песни - про неистовства стихий и бесплотных духов, про то как неопытных людей они погубить могут, как русалки шалят, как дети в лесу теряются, как леший путников путает, как всякие колдуньи, в ком темное начало вверх взяло, свои дела злые творят.
Думаю неспроста такие песни, чтоб люди все знали и были сильнее всех духов несмотря ни на что.
(А на Коляду распространен похожий обряд ряжения в разные персонажи - животных, персонажей навьего и тонких миров, "чужих", а также в несвойственные, несуразные и смешные образы)

3-Сбор целебных травСадоводы уже знают что полнолуние сильно влияет на "вершки" - растения, дающие урожай в верхах. Садить вершки нужно в полнолуние (или на растущую луну) и собирать желательно тоже.
А два сильных события - летний солнцеворот и полнолуние - дни максимальной силы "вершков". Поэтому в Купальский праздник все ведуны и знахари занимались заготовкой лечебных трав.

В ночь на Купалу собирают травы, приобретающие в этот день чудесные свойства, как, напр., плакун-трава, одолень-трава (купальница), чертополох, разрыв-трава, петров крест, зяблица, богородская трава (чабрец), полынь, зверобой, крапива

Очень распространено предание про цветущий папортник и чудеса с ним связанные. Про "мужской" папортник из народной медицины известно что это хорошее "очистительное" средство для тела. В сказаниях чаще говорят про клад и счастье тому кто его найдет. Но в то же время его называют той травой при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».

4- Знакомства, поиск половинки, восстановление Духовно равновесия, достигается созданием радостной праздничной атмосферой В некоторых местах днем был веселый обряд среди молодежи - обливай каждого встречного... грязью или мутной водой. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Парни с большим удовольствем обливали девушек, девушки старались отомстить и тоже бежали за грязью, а после все вместе ходили купаться и отмываться. А дальше был уже чистый и красивый праздник со множеством хороводов, ручейков, в т.ч. поцелуйных, игрищ. Также могут быть различные молодецкие состязания, игрища.
Ну и обмен венками, пускание ночью плотиков и венков по воде, загадывая суженого или суженую.

5- Соединение двух полярностей
Лето только начинается, но при этом солнце уже начинает убывать, "повернуло на зиму"! Такой вот великий круговорот!

Имя «Купала» на санскрите означает «блистать», откуда «купавый» значит «белый»; в словах «кипеть», «купать» как бы соединялись огонь и вода. Купала - праздник света и огня, всемирное торжество стихии и небесных светил"

Источник http://www.anastasia.ru/forums/topic_23496.html

Самым ранним упоминанием о праздновании летнего солнцестояния принадлежит к описанию обычаев гипербореев, и по сути своей представляет основу основ Купалы - как дня свадеб и испытания прочности брачных уз. Главным действием изначального Праздника летнего Солнцестояния являлся конкурс - "неразрывности связи", в подтверждение которой молодожены взявшись за руки, прыгали с высокого утёса. Разрыв хватки в этом испытании означал запрет на союз между испытуемыми. Именно после этих испытаний, которые могли закончиться смертельным исходом, появился обычай Купальских Похорон.

Во времена Кельтской Империи, данный праздник претерпел целый ряд изменений, и обрёл характерные черты кельтской традиции, обрядовость которой обязывало народ к ритуальному сожжению соломенного чучела Великанши - прародительницы, жены первого Человека, Богини Бытия и Загробного Царства (Анну). Поэтому, ритуал Купальских Похорон обрёл обычай сожжения чучела (Костромы). Лишь со временем, с распространением этого обычая в других народах, Кострома могла представляться и в мужской ипостаси - под стать обычаям гипербореев, где на смертном одре могли оказаться сразу два испытуемых, и похороны проводились независимо от пола и численности погибших.

Вторым новшеством в древности кельтов является Купальский Костёр. Изначальная функция этого Костра, была обусловлена жизненной необходимостью - устранения больных с инфекционными заболеваниями. С годами и развитием древней медицины (лечения травами и т.д.), к Празднованию Купалы был приурочен сбор лекарственных трав и Купальский Костёр объединил в себе функцию очистительного средства и испытания для молодожёнов - кои должны были перепрыгнуть (с аналогичными для утёса условиями) через костер. Очистительным средством Купальского Костра стало классическое хождение по углям.

Источник http://jarilo.ru/

Этот астрономический фестиваль отмечается и сегодня в разных странах северного полушария, где равноденствие выпадает на 22 июня. Например, в Дании празднуют Sankt Hans Aften, в славянских странах – Ночь Ивана Купалы, в Латвии – Лиго. Американцы и канадцы считают эту дату началом лета, китайцы, ирландцы, японцы, англичане – его разгаром, но сути это не меняет. В любом случае летнее равноденствие воспринимается как кульминационный момент года, когда природа находится на пике расцвета.

Как и положено солярному празднику, канун самого Иванова дня сопровождается огненными забавами – фейерверками и кострами, в которых сгорает всякая скверна.

Sankt Hans Aften – Канун Дня св. Иоанна в Дании

Кому-то может показаться странным, что Дания, будучи протестантской страной, чествует католического святого. Дело в том, что солнцестояние - это языческий праздник: в День Святого Иоанна (Ханса) он превратился только в 965 году стараниями отцов церкви. Сменив имя, фестиваль сохранил черты древних культов и свою далекую от христианства суть. А языческие праздники, тесно связанные с природными циклами, всегда были неимоверно живучими и умудрялись существовать параллельно с официальной идеологией.
Фестиваль летнего солнцестояния отмечается в Дании кострами, которые в эту ночь являются центрами притяжения – вокруг них общаются, танцуют, поют фольклорные либо патриотические песни. Особой популярностью пользуется одна, под названием "Vi elsker vort land" ("Мы любим свою страну"), которую также именуют «Песней середины лета».
В начале 20-го века в Дании появился обычай кремировать чучело, напоминающее ведьму и олицетворяющее злые силы; кое-где он практикуется и по сей день. Другая любопытная традиция связана с окончанием учебного года. Студенты устраивают накануне Дня Святого Иоанна большую вечерину с ритуальным сожжением на костре своих лекций. Такие сборища легко опознать – их участники носят особые белые фуражки с синим или красным ободком и черным козырьком.

Празднование Летнего Солнцестояние у Стоун-Хенджа
(Англия, Солсберийская долина)


У комплекса Стоун-Хендж в канун летнего солнцестояния также собирается много народа. Среди них – друиды, последователи движения New Age, разного формата эзотерики, а также все, кому не лень. Считается, что в этот период, когда природные силы достигают максимума, собственная энергетика мистического сооружения увеличивается многократно. Исследователи обнаружили, что главная ось Стоун-Хенджа, проведенная от центрального монолита к внешнему, направлена к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Это обстоятельство делает древний комплекс местом паломничества накануне 22 июня.

Ритуалы здесь примерно такие же, как и везде: костры, песни, этнические танцы. Кстати, в последнее время любители кельтской истории пытаются возродить в Англии орден друидов, возобновив священные обряды. По их инициативе в день летнего солнцестояния у Стоун-Хенджа совершаются священные древние друидские церемонии.

Лиго в Латвии

В Латвии день летнего солнцестояния (Лиго) является официальным праздником, причем одним из самых ярких и любимых. По масштабу его можно сравнить разве что с Новым годом, хотя некоторые утверждают, что Лиго даже популярнее. Любая уважающая себя фирма в этот считает своим долгом поздравить с этим фестивалем своих сотрудников – открытками, постерами и проч. Как и накануне российских майских каникул, все дела откладываются («позвоните после праздников»), офисная жизнь замирает, многие уходят в отпуска.
Во всех городах и селах устраиваются народные гуляния с песнями, плясками, пивом, играми, ухаживаниями, прыжками через ритуальные костры. Девушкам дарят цветы, мужчинам наливают. Пьют традиционно много, не хуже, чем в братской России.
Особенно повезло тем, у кого в эти дни именины – Янисам (Иванам) и Лигам, которые носят венки из дубовых листьев и принимают поздравления. Если же в компании ни одного Яниса не оказывается, то его «назначают».

Костры святого Хуана в Испании

Костры, которые озаряют темноту самой короткой ночи года, называют в Испании hogueras de San Juan. Так же называют и сам праздник, похожий на фиесту Лас Фальяс в Валенсии.
Жители одних городов просто сжигают в это время старую мебель и всякое ненужное барахло, других – специально созданные шедевры. Это и есть, собственно, hogueras – скульптурные фигуры или целые композиции из папье-маше, дерева и прочих горючих материалов, на изготовление которых у мастеров уходит много месяцев.

Особенно знаменит праздник День святого Хуана в городе Аликанте, где hogueras выставляются в людных местах. Рядом с каждой обычно обустраивают небольшое летнее кафе и эстраду, на которой выступают музыканты и танцоры. Такие заведения называются barracas и существуют на деньги местных жителей. Весь год члены общины делают взносы, а потом, во время праздника, приходят сюда обедать, ужинать и выпивать, наслаждаясь заодно зрелищами. Некоторые сидят там практически безвылазно, тем более что танцы длятся всю ночь.
Туристы, не платившие взносов, тоже могут посетить некоторые barracas, которые открыты для всех и где нужно платить за съеденное и выпитое (но не за музыку!).
В последнюю ночь фиесты устраивается грандиозный фейерверк, причем ракеты запускают в небо с башни старинного замка Аликанте. Затем hogueras предают огню. Любопытно, что занимаются этим городские пожарные, выступающие на этот раз в роли поджигателей. Впрочем, тушат тоже они.






комментарии

К первому непрочитанному