Харьковчанин Григорий Гусак изготовил икону, которая претендует на рекорд. Оценить все художественные нюансы эксклюзивной работы резчика-виртуоза можно лишь вооружившись микроскопом.
Над шедевром мастер трудился три года
Член Национального союза мастеров народного искусства Украины харьковчанин Григорий Гусак вместе с ювелирами ровеньковского предприятия изготовили икону с клеймами «Спас в силах». В 2012 году эта работа завоевала 1-е место в номинации «Лучший символ высокой духовности» и приз «Золотое созвездие». Эксклюзив занесли в Книгу рекордов Украины как единственное в Украине и в мире самое миниатюрное ювелирное изделие, выполненное в технике глиптики (резьбы по камню) по цитрину. Теперь «Спас в силах» номинирован и в Книгу рекордов Гиннесса.
В центре уникальной работы – образ Иисуса Христа в окружении 14 сюжетных икон, каждая из которых представляет собой отдельные библейские сюжеты – от Рождества до Вознесения Христова. Центральный образ и все 14 клейм изготовлены из полудрагоценного камня цитрина. Лик Иисуса Христа вырезан на камне размером 70 х 45 мм, а размер каждой цитриновой микроминиатюры с ликами святых – всего 22 х 16 мм. Несмотря на микроскопичность, хорошо различимы не только лики святых (автор рассказывает, что их размер – всего миллиметра полтора), но и пальцы, и даже зрачки глаз. Чтобы добиться ювелирной точности и детально передать в камне выражения ликов святых, мастер работал алмазным инструментом под микроскопом. Само собой, чтобы оценить микроскопическую точность каждой детали и рассмотреть все портретные нюансы, зрителю тоже нужно вооружиться мощной оптикой. Если хорошенько присмотреться – на иконе можно также найти изображения ангелов, льва, тельца, орла. Все детали закреплены на серебряной пластине, украшенной позолоченным орнаментом и декорированной десятками крошечных аметистов-кабошонов (при этом способе обработки камень приобретает гладкую выпуклую поверхность без граней). Икона вставлена в деревянный резной киот ручной работы, декорированный в стиле украинского барокко. Размер всей иконы – 43 х 33 см. Над этим шедевром резчик трудился около трех лет.
Харьковский миниатюрщик тоже левша
Большинству украинцев мастерство харьковчанина Григория Гусака стало известно после того, как его позолоченная миниатюрная икона «Спас в силах» с цитрином с аметистами попала в Книгу рекордов Украины. На самом деле уникальная микроскопическая работа не дебют мастера, он шел к ней с детства.
– В школьные годы я узнал об искусстве фирмы «Фаберже». Я считаю, что именно такие образцы работ великих ювелиров стимулируют творчество, – вспоминает художник. – Увлекся резьбой по мелу, дереву, чеканкой по металлу. Но это были первые шаги к ювелирному творчеству. Позднее занимался чеканкой, живописью, мозаикой, крупными скульптурами. Но начиная с 90-х годов я перешел на мелкую пластику: в частности, меня заинтересовали скифские украшения. Сейчас я работаю с разными материалами: камнем, костью, деревом, металлом и даже морскими ракушками. Использую различные ювелирные техники: ковку, чеканку, гравировку, литье, живопись, современное 3D-моделирование.
Главная идея работ мастера – это возрождение и развитие православного искусства мелкой пластики. Много лет занимаясь миниатюрой, Григорий Гусак начал создавать и микроминиатюры. Сейчас в его творческой коллекции более 500 работ, а сколько работ разошлось во многие страны мира как подарки и сувениры – не может сосчитать даже сам автор. Григорий Гусак – постоянный участник республиканских и международных выставок. Его эксклюзивные работы уже больше двух десятилетий отмечаются престижными премиями и наградами, они завоевывают лидерские места и получают дипломы на международных ювелирных выставках. Осенью минувшего года талант харьковского ювелира оценил и Мемориальный фонд Карла Фаберже: за выдающийся вклад в развитие украинского ювелирного искусства и высшие творческие достижения Григорий Гусак был награжден Малым знаком ордена Михаила Перхина.
Любопытно, что харьковский мастер – левша. Правую руку мастер использует в работе как тиски, а алмазными резцами работает только левой рукой, как заправский умелец Николая Лескова – Левша. Даже на своих ранних изделиях – больших скульптурах из мела, дерева автор ставил клеймо-оттиск с инициалами и изображением левой руки. Такое клеймо-оттиск он до сих пор использует на стальных штампах.