Для Азербайджана большое значение имеет вопрос прохода торговых судов
по внутренним водным путям России, в частности по Волго-Донскому
каналу, сказал в четверг на «круглом столе», организованном в рамках II
Российско-азербайджанского межрегионального форума глава пресс-службы
Азербайджанского каспийского морского пароходства (КАСПАР) Вугар Садыхов. Форум проходит в Астрахани 18-19 мая.
По его словам, начиная с 1996 года, эти проходы осуществляются в
крайне ограниченном количестве после долгих согласований, порой длящихся
до трех-четырех месяцев, в разных инстанциях.
«Это значительно затрудняет взаимовыгодное сотрудничество между нами.
Так, сегодня разрешение предоставляется 14 нашим судам только один раз —
туда и обратно, и мы платим за это российской стороне от 500 до 600
тысяч долларов в год. Если бы эти 14 судов имели право свободного
прохода по каналу в период навигации, то за восемь месяцев мы бы
заплатили около 2 миллионов 200 тысяч долларов. А если бы разрешение
получили суда типа «Кишинев», то эта сумма увеличилась бы еще на полтора
миллиона, и составила бы 3 миллиона 700 тысяч долларов», — отметил
Садыхов.
По его словам, было бы целесообразным упростить режим прохода
азербайджанских торговых судов по Волго-Донскому каналу, например, после
уведомления за неделю администрации канала или Федерального агентства
морского и речного транспорта. Другой вопрос связан с разрешением
прохода судам типа «Кишинев», что действительно расширило бы
сотрудничество между странами.
По словам Садыхова, в 2010 году танкерами КАСПАРа из портов Актау и
Туркменбаши в порт Махачкала было перевезено 32,52 тысячи тонн, из порта
Махачкала в порт Нека — 4045 тонн нефти и нефтепродуктов. Сухогрузными
судами из порта Махачкала в иранские порты было перевезено около 65
тысяч тонн зерна и кокса. В течение четырех месяцев этого года судами
Каспийского пароходства из портов РФ в другие порты прикаспийских
государств было перевезено около 10 тысяч тонн грузов, сказал он.
По его словам, КАСПАР считает объем перевозок своими судами в прошлом
году на уровне около 13 миллионов тонн очень малым. В прошлые годы
объем грузов, перевозимых судами КАСПАР из портов РФ в иранские и другие
порты прикаспийских государств, составлял около 150 тысяч тонн в год.
Перевозки грузов осуществлялись также из Астрахани в Баку. В целях
увеличения грузоперевозок из портов РФ Каспийское пароходство принимает
все меры для тесного сотрудничества с российскими компаниями-
грузоотправителями .
«Еще одним фактором, мешающим расширению взаимовыгодного
сотрудничества, является то, что суда под азербайджанским флагом не
обслуживаются на причалах астраханского порта. Только лишь сухогрузы
могут обслуживаться в порту Оля . Такое положение дел объясняется
отсутствием таможенных и пограничных постов для судов под иностранными
флагами. Таким образом, наши сухогрузы и танкера искусственно отстранены
от процесса перевозок из астраханского порта», — сказал Садыхов.
Также в ходе выступления на «круглом столе» он отметил, что благодаря
развитию смешанных видов перевозок, пароходство получило возможность
интегрироваться в мировую транспортную систему, как в направлении
Запад-Восток, так и Север-Юг.
По словам Садыхова, решение вопросов для обеспечения эффективного
функционирования этих транспортных коридоров требует комплексного
подхода всех заинтересованных сторон, участвующих в едином
транспортно-технологическом процессе. Среди них совершенствование работы
погранично-таможенных пунктов, исключение случаев необоснованной
дискриминации и протекционизма судов по признаку флага, развитие
мультимодальных перевозок, основывающихся, прежде всего, на
контейнеризации системы товародвижения, ускорение курса
совершенствования нормативно-правовой базы в области транзитных
перевозок, проведение гибкой тарифной политики, отвечающей интересам
сторон, участвующих в транспортно-технологическом процессе. Для
координации действий всех участников транспортного процесса, а также
содействия в создании благоприятных условий для развития морского
транспорта, необходима выработка единого унифицированного документа
между прикаспийскими странами, который будет способствовать ускорению и
динамичному развитию морских перевозок.
Транспортный флот Азербайджанского Государственного Каспийского
морского пароходства состоит из 80 судов, из которых 43 — это танкера,
26 — универсальные сухогрузные суда, 7 — морские железнодорожные
грузопассажирские паромы, 4 — судна типа РО-РО.
Транспортировочная мощность танкерного флота пароходства составляет
около 20 миллионов тонн, сухогрузного флота — 1,5 миллиона тонн, паромов
— 97 тысяч вагонов в год.
Транспортный флот Азербайджанского Государственного Каспийского
морского пароходства общим дедвейтом около 500 тыс. тонн постоянно
обновляется за счет судов, построенных в соответствии с современными
достижениями судостроительной науки.