В конце прошлой недели российская газовая монополия «Газпром»
заключила с нигерийской государственной компанией договор о создании
совместного предприятия. Однако название нового совместного
предприятия — Nigaz — вызвало некоторое недоумение у мировой
общественности.
Новое совместное предприятие Nigaz
будет в равных долях принадлежать «Газпрому» и нигерийской
государственной нефтяной компании Nigerian National Petroleum
Corporation (NNPC).
Логика, которая стоит за таким названием,
вполне понятна — оно образовалось от соединения слов Нигерия
(Nigeria) и газ (gaz). Однако у людей, говорящих по-английски, это
слово вызывает двусмысленные ассоциации, поскольку на слух отчетливо
напоминает оскорбительное наименование афроамериканцев (nigga(-z)). В
написании, впрочем, оно тоже похоже на вариант все того же
оскорбительного выражения в формате интернет-сленга.
Бренд Nigaz
В
англоязычном интернет-сообществе новость о новом российско-нигерийском
совместном предприятии и его названии быстро разнеслась и удостоилась
пристального внимания общественности.
Сообщество пользователей
сайта мини-блогов Twitterers, не веря своим глазам, признало провалом
эту попытку творческого подхода к созданию брендов. Авторы некоторых блогов, говоря о предприятии под названием Nigaz, спрашивают, не розыгрыш ли это, а других — считают нужным уточнить, что это «не сатира».
Правда,
в отдельных комментариях высказываются разумные предположения о
происхождении такого названия, а также догадки, что произносится оно
все же иначе, чем английское «нигеры», или «нигаз», а именно «Найгаз»,
поскольку в английском Nigeria первый слог произносится как «най».
Как
бы то ни было, новость о компании Nigaz в англоязычном
интернет-сообществе получила широкое освещение, к сожалению, часто в
рубрике «юмор».
Издание Examiner,
специализирующееся на аналитических статьях, пишет: «Назвали ли бы вы
свою компанию «Nigaz»? Скорее всего, нет, учитывая то, как это слово,
скорее всего, будут произносить, вам стоило бы воздержаться от такого
названия. Особенно, если речь идет о компании, расположенной в Нигерии,
где очень развита хип-хоп-культура и хорошо знают американский сленг.
Тем не менее, российский нефтяной и газовый гигант «Газпром» сделал
именно это».
Узнаваемость обеспечена
В
связи с этим автор статьи делает предположение, что в российском
нефтяном и газовом бизнесе туго с консультантами по брендам. Зато в
определенной среде он будет очень узнаваемым — у афроамериканцев много
популярных хип-хоп групп и песен, созвучных названию новой компании:
группа Niggaz with Attitude, песня культового певца Biggie Smalls в
стиле гангста-рэп The Realest Niggaz, хит рэппера Снупи For All My
Niggaz and Bitches.
В издании Brand Republic
в связи с этим вспоминают другие случаи неудачных названий брендов в
международной практике. Так, один из известных случаев произошел с
брендом Chevrolet Nova, который плохо продавался в Латинской Америке,
потому что по-испански «no va» означает «не едет».