Крупнейшие российские банки столкнулись с мошенническими схемами обналичивания средств с участием жителей Африки и Южной Америки. Противодействовать этим схемам банки не в состоянии из-за либеральных норм законодательства в отношении нерезидентов, а Росфинмониторинг, получающий от банков информацию о сомнительных операциях, реагирует на них с заметным опозданием.
Ассоциация российских банков (АРБ) предупреждает о том, что в России участились случаи мошенничества с участием граждан Республик Гайана, Нигерия, Гана, Ангола, Конго, ЮАР, Кения, Гвинея-Бисау и Бенин. Их имена при переводе на русский язык или при перестановке слов совпадают с англоязычным названием крупных корпоративных клиентов. Александр Наумов, глава комитета по вопросам противодействия легализации преступных доходов АРБ, пояснил суть схемы. По его словам, мошенники в Нигерии находили через интернет информацию о российских компаниях, имеющих контрагентов в этих странах, а также о банках, в которых у них открыты счета. Далее мошенники заводили паспорта на имена, совпадающие с названиями российских компаний. В качестве примера АРБ приводит совпадение названия РАО «ЕЭС России» и гражданина Нигерии с паспортом на имя Eесрус (EESRUS) и фамилию Оаорао (OAORAO).
Затем злоумышленники открывали счета в российских банках, предъявляя паспорта, идентификация которых подтверждала их подлинность. Завершающей стадией махинации была подмена номеров лицевых счетов либо в счете-фактуре, которая высылается компании-плательщику поставщиком для оплаты, либо в самом платежном поручении. В результате валютный перевод поступал не компании-поставщику, а физлицу по подложному контракту.
Первый такой случай был зафиксирован в октябре, в ноябре такая схема повторилась в другом банке, а в январе с ней столкнулись сразу несколько крупных кредитных организаций, указывают в АРБ. Суммы платежей были небольшими — $50-100 тыс., чтобы не вызывать подозрение, но при этом неоднократными. «Мы пока знаем лишь российскую сторону этого мошенничества: не совсем понятно, как мошенники устраивают эту схему на Западе»,— продолжает Александр Наумов.
АРБ не называет банки, столкнувшиеся с мошенниками, указывая лишь, что в случае утраты клиентских средств и оглашения этого факта банки рискуют своей деловой репутацией. «Финансовых рисков банк не несет»,— подчеркивает заместитель гендиректора юридической компании «Велес Лекс» Евгений Акимов. «В случае ошибки иностранной компании или иностранного банка в написании номера счета или наименования контрагента именно они несут ответственность, а не российские банки»,— говорит эксперт.
«В условиях ухудшения экономических условий некоторые компании могли прибегнуть к серым схемам ведения бизнеса, попробовав проводить незаконные операции через российские банки»,— предполагает аналитик банка «КИТ Финанс» Мария Кальварская. Она указывает, что российское законодательство в этом отношении слишком демократично: нерезиденты вправе без ограничений делать переводы иностранной валюты со счетов в иностранных банках на банковские счета или вклады в российских банках и наоборот.
«Банки, заподозрившие незаконность операций, должны были сообщить об этом в Росфинмониторинг, но туда поступает такое огромное количество сообщений, что ведомство не может быстро проанализировать такой объем»,— рассуждает глава московского офиса Tax Consulting Эдуард Савуляк. По словам Александра Наумова, банки, столкнувшиеся с такими схемами, сообщили о них регулятору. В Росфинмониторинге не смогли прокомментировать, поступала ли к ним такая информация.
Для того чтобы «защитить банки от использования преступниками втемную в качестве канала легализации преступных доходов», АРБ рекомендует банкам установить особый режим открытия счетов, включая дополнительную проверку, гражданам государств Африки и Южной Америки. «Кризис — время самых больших афер, и пока нервозность не спадает, стоит ожидать, что такие тенденции будут усиливаться»,— отмечает гендиректор аудиторской компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян.