Законы, требующие хранить информацию обо всех отправленных по электронной почте сообщениях, вызывают в Великобритании критику.
С марта все британские компании, предоставляющие интернет-услуги, будут обязаны в течение года хранить данные о каждом из отправленных по электронной почте писем. В отличие от времени отправки и имени адресата, содержание самого сообщения храниться не будет.
Нововведение является частью директивы ЕС и может обойтись британским налогоплательщикам в сумму от 25 до 70 миллионов фунтов.
В правительстве это называют способом борьбы с преступностью и терроризмом. Однако идея вызывает протесты среди правозащитников, заявляющих, что хранение информации об отправленных письмах ущемляет права граждан на частную жизнь. Среди критиков есть и экономисты, и представители самой интернет-индустрии.
В министерстве внутренних дел Британии утверждают, что хранение данных «позволит следователям выявлять личности подозреваемых, узнавать об их контактах, определять связи между заговорщиками и устанавливать их точное местонахождение в заданное время».
Согласно новому закону, провайдеры должны будут по запросу предоставлять информацию об отправленных по электронной почте письмах ряду правительственных организаций, список которых включает полицию, местные советы и службу здравоохранения.
Вторжение в частную жизнь
Глава правозащитной организации Liberty Шами Чакрабарти озабочена, тем, что станет следующим шагом британских властей.
«Правительство уже дало понять о планах не только заставить провайдеров хранить все данные, но еще и создать центральную правительственную базу, в которой они будут хранить всю информацию», — говорит Чакрабарти.
Среди критикующих новый закон не только правозащитники, но и представители самих компаний-провайдеров.
По словам Малкольма Хатти из Ассоциации интернет-провайдеров, остается неясным, что должны делать сами компании. По словам Хатти, хранить на данные о каждом отправленном по электронной почте сообщении должны все провайдеры.
В то же время неофициально МВД Британии дает понять, что для маленьких фирм-провайдеров будет сделано исключение. Неопределенность заставляет владельцев растущего бизнеса опасаться, не потребуют ли власти страны от увеличившейся компании-провайдера отчетности за период, когда фирма только начинала работу.
Старший исследователь в компьютерной лаборатории Кембриджского университета Ричард Клэйтон полагает, что в условиях экономического кризиса власти могли бы найти лучшее применение деньгам граждан, чем хранить миллиарды писем — куда входит в том числе и спам.
«Я бы с куда большим удовольствием увидел, чтобы расследованием преступлений в интернете занялось больше полицейских», — сказал Клэйтон.
Нынешняя инициатива — не первая попытка британских властей получить все больший доступ к личной информации о гражданах.
Уже сейчас британские телефонные компании хранят данные о телефонных счетах и номерах, на которые сделан звонок.
В этом году, как ожидается, правительство обсудит создание информационной базы, где будет храниться информация о каждом текстовом сообщении, электронном письме и телефонном звонке, сделанном любым из граждан Соединенного Королевства.
Каждый день в Британии по электронной почте посылается около 3 миллиардов сообщений.