На экраны вышла киноверсия «Симпсонов», которую ждали 18 лет
Другое великое телешоу – «Саус парк» – однажды отдало дань уважения предшественникам эпизодом, в котором любое сюжетное поползновение пресекалось ехидным комментарием «Это уже было в «Симпсонах». Действительно, в The Simpsons уже было все – почти двадцать лет в эфире, четыреста эпизодов, культурное явление масштаба The Beatles. Чего же еще нужно? Не было только того, что «Саус парк» успел сделать раньше, – полнометражного фильма (фильм «Саус парк: больше, длиннее и необрезанный», в котором, помимо всего прочего, Саддам Хусейн стал любовником Сатаны, вышел восемь лет назад). Как сказал Гомер Симпсон, наконец-то у нас появилась возможность выставить себя идиотами и посмотреть в кинотеатре то, что можно бесплатно увидеть в телевизоре.
Главную тему для полнометражной и масштабной истории про славное семейство создателям, видимо, подсказал настырный ребенок Лиза Симпсон. Это экологическая катастрофа. Спрингфилд давно известен никогда не прекращающимся пожаром на складе автопокрышек и редкой тупостью сотрудников местной АЭС. Но ситуация ухудшилась: в глубинах спрингфилдского озера уже водятся белки, а у белок есть глаза, – не два, не три глаза и даже не один десяток. Судя по всему, Спрингфилду крышка (в прямом и переносном смысле – сами увидите).
«Симпсоны», объект культа, целая густонаселенная Вселенная, не смогли бы захватить весь мир и просуществовать так долго, если бы были просто ситкомом о семейке, по которой социальные службы горько плачут, отмечая галочками «домашнее насилие» (Гомер регулярно душит Барта до хрипа), «алкоголизм» (Гомер и пиво), «младенец без присмотра» (Мэгги вечно куда-нибудь уползает, а Гомер даже не помнит, как ее зовут)… Но кроме этого, у Симпсонов под ногами есть толстый пласт культурного слоя, по которому они расхаживают, ничего не подозревая.
Самое забавное в сериале – постоянные, иногда очевидные, иногда хорошо спрятанные (или надежно похороненные переводчиками) аллюзии – литературные, исторические, политические, религиозные, низкие и высокие, масс-культурные и отсылающие к классике… Фильм, разумеется, продолжает эту традицию. Его создатели цинично пользуются бедственным положением жителей Спрингфилда, чтобы пародировать и цитировать все – от постапокалиптических ужастиков до «Белоснежки».
Из знаменитостей в фильме появятся Том Хэнкс («правительство США окончательно утратило свой авторитет и решило воспользоваться моим»), группа Green Day, президент Соединенных Штатов Арнольд Шварцнеггер и – вам уже кто-нибудь пересказывал эту шутку? – «это не Свин-Паук, это Гарри Поттер». Сценка, в которой голый Барт мчится по городу на скейте и провоцирует семейство Фландерсов на невиданное богохульство, кажется, один из самых запоминающихся эпизодов за всю историю «Симпсонов». Юмор, как всегда, на труднодосягаемом для подражателей уровне – это было более чем предсказуемо.
Зато не слишком предсказуемо было другое – бросок Симпсонов на большие экраны получил неоднозначные отзывы критики и зрителей. У разочарования могут быть две причины. Во-первых, радикальное фотоувеличение домашнего семейного снимка до масштабов баннера, закрывающего фасад кинотеатра, выявило один непорядок в симпсоновском мире. Нет, это не труп, плохо спрятанный Жирным Тони где-нибудь в спринфилдских кустах, это угрожающая трещина между фирменным стебом «Симпсонов» и чрезмерной сентиментальностью в воспевании семейных ценностей.
Вышеупомянутые семейные ценности всегда были самим сердцем «Симпсонов». Остается только удивляться подслеповатости разнообразных общественных и политических деятелей, которые, будучи не в состоянии разглядеть эту простенькую мораль, пытались бороться с сериалом, для которого якобы нет ничего святого. Раньше полезная «семейная» пилюля, которую доктор прописал, легко глоталась благодаря приятнейшей на вкус оболочке из высмеивания всего на свете – от религии до политиков.
А вот в фильме положительность, семейственность и сентиментальность разрослись так, что перестали вписываться в интерьер жилища Симпсонов. Даже Барт мечтает о том, чтобы его отцом был не Гомер, а неутомимый богомолец Нед Фландерс. Стыдно, Барт!
Вторая причина проста – мы любим все привычное. Увидев «Симпсонов» в телевизоре, мы с гомеровской жадностью запасаемся вкусненьким и поуютнее устраиваемся на диване – мы знаем, что нас ждет в ближайшие полчаса. А вот «Симпсоны в кино» – это что-то новенькое-непривычное. Все равно, что увидеть вышеупомянутый любимый диван стоящим посреди самой оживленной городской улицы. Здесь нетрудно усмотреть чудо. Вот и от «Симпсонов», покинувших обжитый телевизионный мирок, ждешь зрелища невиданного и просветления религиозных масштабов.
При завышенных ожиданиях новые «Симпсоны» могут оставить легкое разочарование. Но поверьте, все вышеизложенные соображения и претензии к гениальным создателям «Симпсонов» приходят в голову попозже. А из самого кинотеатра выходишь в отличном настроении и с бартовской ухмылкой от уха до уха. Счастье есть, и у него четыре пальца и желтое лицо.
Елена Полякова