«Гарри Поттер и орден Феникса»: галопом по Хогвартсу

На экраны вышел пятый фильм о мальчике-волшебнике, который свел мир с ума Дети, которые, говорят, заново научились читать благодаря романам Джоан Роулинг, а также взрослые, тайно и явно симпатизирующие лицу со шрамом и в круглых очках, получили очередную дозу своего дорогостоящего – на этот раз бюджет составил 150 миллионов долларов – наркотика. «Гарри Поттер и орден Феникса» получился мрачноватым, чего и стоило ожидать после книги, в которой маленького волшебника мучают подростковые кризисы, а мир, который был уютным и безопасным, рушится на глазах.

На экраны вышел пятый фильм о мальчике-волшебнике, который свел мир с ума
Дети, которые, говорят, заново научились читать благодаря романам Джоан Роулинг, а также взрослые, тайно и явно симпатизирующие лицу со шрамом и в круглых очках, получили очередную дозу своего дорогостоящего – на этот раз бюджет составил 150 миллионов долларов – наркотика. «Гарри Поттер и орден Феникса» получился мрачноватым, чего и стоило ожидать после книги, в которой маленького волшебника мучают подростковые кризисы, а мир, который был уютным и безопасным, рушится на глазах.

Если раньше школа магии Хогвартс была тем самым британским «мой дом – моя крепость», то после того как Вольдеморт объявился прямо на турнире по квиддичу, в Хогвартсе стало неуютно. Соученики не верят в возвращение Того, Кого Нельзя Называть, и демонстративно закрываются от Гарри газетами с заголовками «Поттер – лжец!». Кресло ректора ускользает от Дамбльдора, а для надзора над чересчур свободомыслящим наставником в Хогвартс присылают монструозную чиновницу из министерства Долорес Амбридж…

Создателям «Гарри Поттера и ордена Феникса» удалось превратить пятый роман Роулинг, осложненный подростковыми мучениями, первыми поцелуями и сгущающимся мраком, в сценарий, который работает без сбоев. События ладненько сцепляются между собой крючочками – скучать не придется. Вот только крутятся шестеренки сюжета уж очень быстро – не рассмотреть. Тем магглам, которые «Поттера» не читали, разобраться в том, как работает эта машина, будет трудновато. Что и почему происходит? Кто эти люди?

«Ордену Феникса» не хватает изысканной стильности третьего фильма («Гарри Поттер и узник Азкабана»), когда поттериана еще могла себе позволить придержать действие, чтобы со смаком поразглядывать завитушки на какой-нибудь магической штуковине или пейзажи и интерьеры, как будто скопированные со старинных гравюр.

Если сравнивать «Орден Феникса» с предыдущими частями, то кажется, что ощущение волшебства, реальности и осязаемости происходящего на экране раньше было гораздо сильнее.

У Криса Коламбуса, режиссера первых двух частей, волшебство было наивно-сказочным. У Альфонсо Куарона, снявшего третий фильм, – самым убедительным, объемным и прорисованным в деталях. У Майкла Ньюэлла, работавшего над «Кубком огня», – зрелищным и опасным…

В пятом фильме спецэффектов и виртуальных чудес вроде бы хватает (особенно в эпизоде ночной битвы в министерстве), как и фейерверков и полетов над ночным Лондоном, – зрелищно, динамично… А вот ощущения огромного сказочного мира осталось мало – вселенная Роулинг сжалась до прямоугольника экрана.

В этот прямоугольник поместились не все книжные персонажи. От Нимфадоры Тонкс остались рожки да ножки (пара общих планов и пара реплик), профессора Люпина нужно искать с толстой лупой, журналистка Рита Скиттер на этот раз не появится. Жаль, конечно, но, видимо, без жертв при переваривании такой толстой книги не обойтись. Тем более что новые персонажи в «Ордене Феникса» получились удачнее некуда.

Вот, например, Долорес Амбридж (Имельда Стонтон), упакованная в розовый твид с бантиками посланница министерства, которая захватит власть над Хогвартсом, потеснив Дамбльдора. Среди эксцентричных преподавателей магической школы, у которых вечно то глаз выпадет, то еще что-нибудь в том же духе, Амбридж, завуч из кошмарного сна, выглядит реальной и приземленной.

Когда Амбридж заставляет Поттера в буквальном смысле выцарапывать на своей коже строчки «Я не буду больше лгать» и, отвернувшись, поеживается от удовольствия, в этот момент кино выглядит недетским, чересчур глубоко погружаясь в исследования самой сути садизма. На фоне Амбридж Вольдеморт блекнет и теряется. Да и вообще, на этот раз его безносость и пассы руками выглядят скорее комично, чем страшно.

В самом конце с тюремной цепи сорвется еще одна великолепная злодейка – Беллатрикс Лестранж. Беллатрикс изображает растрепанная Хелена Бонэм-Картер («Бойцовский клуб», «Большая рыба», «Чарли и шоколадная фабрика»), которая приносит в фильм трогательную сумасшедшинку из своих предыдущих ролей, превращая фанатичную последовательницу Вольдеморта в смесь побитой алкоголички и хрупкой готической куклы…

Истории, которые рассказывает Роулинг, становятся все более мрачными и недетскими. Тем временем актеры, занятые в главных ролях, взрослеют еще быстрее. В реальной жизни Гарри Поттер (Дэниэл Рэдклифф) уже расхаживает нагишом в скандальных театральных постановках. Невилл Долгопупс (Мэтью Льюис) выглядит мужчиной очень взрослым и очень потрепанным жизнью…

А вот взрослению героев как таковому особого внимания в фильме не уделили – первые поцелуи, недопонимания и обиды скомкали и отодвинули на задний план.

В целом по содержанию экранизация «Ордена Феникса» получилась более «детской», чем источник. Из тяжеловатой и запутанной книги вытащили динамичную историю с погонями и полетами, оставив за кадром всю «психологию», подоплеку событий и мотивы действий персонажей. Кого-то это решение огорчит, кого-то – порадует.

Кстати, режиссер «Ордена Феникса» Дэвид Йетс, до этого перебивавшийся преимущественно сериалами и не слишком громкими фильмами, будет режиссировать и следующую серию – «Гарри Поттер и принц-полукровка».

Елена Полякова

1nsk