О, Брюс, как ты попал в это дерьмо?

«Крепкий орешек 4.0» променял самобытность своего героя на набор типовых спецэффектов Сотрудник департамента полиции Нью-Йорка Джон Маклейн снова скачет по лифтовым шахтам, интенсивно истекает кровью и смотрит на врагов сквозь патентованный прищур. В прокат вышел «Крепкий орешек 4.0» – кино для тех, кто до сих пор верит, что спасти этот мир может только желчный неудачник. Нас таких много. Очень жаль, что на этот раз нас обманули. Раскусив блестящую скорлупу спецэффектов, внутри четвертого «орешка» мы находим только пустоту, несколько дымящихся гильз и справку о кассовых сборах.

«Крепкий орешек 4.0» променял самобытность своего героя на набор типовых спецэффектов
Сотрудник департамента полиции Нью-Йорка Джон Маклейн снова скачет по лифтовым шахтам, интенсивно истекает кровью и смотрит на врагов сквозь патентованный прищур. В прокат вышел «Крепкий орешек 4.0» – кино для тех, кто до сих пор верит, что спасти этот мир может только желчный неудачник. Нас таких много. Очень жаль, что на этот раз нас обманули. Раскусив блестящую скорлупу спецэффектов, внутри четвертого «орешка» мы находим только пустоту, несколько дымящихся гильз и справку о кассовых сборах.

А ведь, казалось бы, чего еще надо: вот тебе, зритель, лысый, потный, грязный Брюс Уиллис с тремя запасными обоймами за пазухой, которого хлестко избивает ногами симпатичная азиаточка-террористка, закованная в бронежилет «от кутюр». Вернулся, спаситель, уж мы так ждали, так ждали. Попкорн и большую колу пожалуйста!

Спустя много лет после событий третьего «Крепкого орешка» антитеррористический гуру Джон Маклейн по-прежнему скромно служит детективом в одном из нью-йоркских околотков. С женой они окончательно развелись, и теперь ирландский коп препирается с дочерью – естественно, дискуссии идут на тему «Ты не будешь встречаться с этим парнем».

Тем временем группа американских хакеров, усиленная взводом террористов с ухватками спецназовцев, исподволь захватывает контроль над финансами, светофорами и оборонительными системами США. Руководят преступниками хакер-метросексуал, некогда уволенный из органов за самоуправство, и его помощница с ласковым голосом и убийственным ударом ногой. Для разработки гигантской компьютерной отмычки преступники вслепую используют и хакеров попроще. После того как террористы ради куража вламываются в святую святых – компьютерную систему подразделения ФБР по национальной кибербезопасности, Джону Маклейну поручают найти и привезти одного из сторонних хакеров. Одновременно к юноше приезжают и взломщики, которые теперь заметают следы и убивают невольных подельников.

Когда от хакеров-террористов получится отбиться, жуликоватого компьютерного юношу с жидкой бородкой и твердой гражданской позицией сценаристы намертво привяжут к суровому копу. Все оставшееся время «Крепкий орешек 4.0» будет балансировать между цифровой эпохой, которую символизирует всемогущий смартфон хакера, и уходящим аналоговым веком, в котором еще правят бал мужики с тяжелыми стволами и потными лысинами.

Дальше будут спецэффекты – вертолет, сбитый полицейским автомобилем, штурмовик, сбитый куском арматуры от взорванного моста, и Джон Маклейн, сбитый с толку тем фактом, что по-настоящему воюет теперь сопляк-хакер, а заслуженный детектив состоит при нем телохранителем. Террористы, разумеется, захватят дочку Маклейна, а ФБР окажется ни на что не годным сборищем бюрократов.

Великолепный Джон МакТирнан, снявший две лучшие части эпопеи о Маклейне (первую и третью по счету), в создании «Орешка 4.0» участия не принимал. Вместо него ссадины на честной физиономии Брюса Уиллиса рисовал Лен Уайзман, известный по готическим боевикам «Другой мир». Впрочем, не его вина в том, что фильм превратился в фальшивую елочную игрушку.

Когда герой Брюса Уиллиса в ответ на вопрос о героическом прошлом без тени иронии отвечает: «Это моя работа», становится понятно, что одного из лучших полицейских в истории кино из сценария вымарали, а все освободившееся пространство залили набором пахучих штампов. Желчный служака превратился в заводного болванчика, равномерно изрыгающего пули, патриотические восклицания и обещания «Я убью тебя, козел!». Видеть это настолько печально, что даже зрелище того, как бравый детектив крученым броском выдирает у прекрасной террористки клок волос, не спасает.

Сам Брюс Уиллис, впрочем, скрепя сердце уверяет журналистов, что «Орешек 4.0» получился не хуже первого – того самого, где вместо чугунных реплик «Ты должен помочь мне спасти страну!» Джон Маклейн еще мог позволить себе сказать: «О, Джон, что, мать твою, ты делаешь? Как, черт тебя дери, ты попал в это дерьмо?»

Петр Малков

1nsk