На экраны вышло неожиданно удачное продолжение триллера «28 дней спустя»
Снова голодные зомби бьются оскаленными зубами об объектив камеры, снова лондонские улицы вымерли, и никто не придет на помощь, и опять нужно жертвовать другими, чтобы спасти свою жизнь… Трудно избавиться от предубежденного отношения к сиквелам, особенно если речь идет о запоминающемся, «штучном» кино. Слишком часто «новые приключения…» разочаровывают поклонников первого фильма. Если же за продолжение берется еще и другой режиссер – как это и случилось с «28 неделями спустя», которые у создателя «28 дней спустя» Дэнни Бойла перехватил испанец Хуан Карлос Фреснадильо – поклонники заранее прячут за пазуху гнилые помидоры. И на этот раз рискуют так и унести несвежие томаты из кинотеатра домой, наткнувшись на исключение из правил – вполне достойный сиквел.
Действие нового фильма разворачивается спустя полгода. После того, как все здоровые британцы были либо эвакуированы, либо убиты, инфицированные вымерли от голода. В опустошенную страну входят войска НАТО. Под контролем военных в Лондон начинают возвращаться беженцы. В том числе главный герой Дон с двумя детьми-подростками, самыми юными жителями новой Британии. Сюжет и будет заворачиваться вокруг семьи Дона (Роберт Карлайл, он же Бегби из кинокартины «На игле»). В фильме появится и еще одна «бойловская» актриса – Роуз Берн из «Пекла».
За пределами безопасного сектора, в котором вооруженных людей в форме чуть ли не больше, чем гражданских поселенцев, – огромный мертвый город: трупы, собаки, крысы, брошенные посреди улицы машины, в домах – исписанные предсмертными граффити стены и сервированные к несостоявшемуся обеду тарелки с зачервивевшей едой… Что будет, если в изолированной и окруженной по периметру снайперами зоне снова вспыхнет эпидемия?
Если в «28 дней спустя» вас особенно «зацепил» эпизод, в котором недоумевающий герой бредет по разоренным улицам внезапно опустевшего мегаполиса, то новый фильм снимали как будто специально для вас. Тихий, застывший Лондон становится полноценным героем, чуть ли не «переигрывая» живых персонажей, и бесконечно рассматривается со всех ракурсов – с высоты птичьего полета, с любимых туристами точек съемки достопримечательностей, из глубин темного, заваленного трупами метро… Эффект огромного опустевшего города-муравейника завораживает и нагоняет больше жути, чем наступающие на пятки зомби.
«28 дней спустя» стилизован под документальную, репортерскую съемку ручной камерой с темнотой и хаосом на экране в моменты массовой паники. На личный взгляд корреспондента НГС.РЕЛАКС, «28 недель спустя» относится к тем фильмам, в которых псевдодокументальный стиль и содрогания камеры кажутся уместными и удачными. Хотя, надо предупредить, что на домашнем экране затемненные эпизоды, вероятно, будут смотреться с легкой неприязнью к режиссерской находке. Да и сам фильм стоит похода в кинотеатр. Тем более что на смену «камерности» первого фильма приходит размах, доходящий до ковровых бомбардировок Лондона и расползающихся по городу облаков ядовитого газа.
В одном из интервью режиссер «28 недель спустя» испанец Хуан Карлос Фреснадильо (до этого снявший только не слишком известный в России триллер «Интакто») рассказал, что Дэнни Бойл, самолично выбравший Фреснадильо для съемок сиквела, посоветовал ему забыть о «28 дней спустя» и делать свое собственное кино. Собственное кино Фреснадильо получилось более жестким, кровавым, неаппетитным, напористым и сильнее бьющим по глазам, чем «28 дней спустя».
Впрочем, оно повторяет схему предыдущего фильма – вначале главной угрозой являются мертвые (они голодны и быстро бегают), потом ей становятся живые (они вооружены и очень опасны)… На этот раз в рокировке меньше психологизма и больше политической сатиры крупными плакатными мазками. Ведь трудно воспринимать вне контекста иракской кампании фильм, в котором американские солдаты через оптический прицел рассматривают сценки мирной жизни – вот люди занимаются любовью, вот укладывают спать детей… Сам Хуан Карлос Фреснадильо определил «28 недель спустя» как «фильм о людях, одержимых контролем и властью». Если не привязываться к заголовкам сегодняшних газет, в фильме можно увидеть отражение и «мирного сосуществования» в Косове, и чернобыльской катастрофы, и любой другой исторический эпизод, в которой принимаются большие решения по поводу «маленьких» людей.
Елена Полякова для relax.ngs.ru