Уже известно, что ее похоронят на Донском кладбище, рядом с мамой Идой Израилевной
Завтра, 1 октября, пройдет прощание с режиссером. Гражданская панихида начнется в 11 утра в Центральной клинической больнице.
В последнее время Лиознова много болела, врачи нашли у нее опухоль, режиссера несколько раз госпитализировали, но, как говорят друзья режиссера, «проявляла поразительную жизнестойкость».
Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин уже выразили свои соболезнования родным, близким и почитателям таланта кинорежиссера Татьяны Лиозновой.
«Кончина Татьяны Михайловны Лиозновой — большая потеря для российской культуры, для всех нас. Каждая ее работа в кино — это подлинное событие, над которым не властно время и исторические эпохи. Мы навсегда сохраним добрую память об этом ярком, неординарном человеке, настоящем Мастере и творце», — говорится в траурной телеграмме.
Татьяна Лиознова сняла такие всем известные картины, как «Карнавал», «Три тополя на Плющихе», «Рано утром», «Им покоряется небо», «Евдокия», «Память сердца» и сериал «17 мгновений весны».
Говорят, что всю свою жизнь режиссер снимает один фильм. Татьяна Михайловна придерживалась этого мнения и говорила, что ее картина – о честности и преданности.
«Лиознова в совершенстве овладела такой жесткой мужской профессией, как режиссер, — сказал министр культуры Александр Авдеев. — Татьяна Михайловна умела делать настоящее, захватывающее кино — то, которое сейчас мы называем семейным или жанровым. Она умела найти болевые точки общества и не боялась говорить о них. Также превосходно она умела делать пронзительное кино о любви».
Самой любимой зрителями работой Лиозновой по праву стал сериал «17 мгновений весны», который в 1978 году представили на Госпремию. После каждого очередного показа фильма поклонники засыпали Лиознову письмами. Создание ленты потребовало действительно титанического труда от режиссера.
Чтобы создать ощущение документальности фильма, Лиознова просмотрела огромное количество военной кинохроники как советской, так и немецкой. Чтобы не упасть в обморок от увиденного, Лиознова периодически выбегала из зала.
Однако она заставляла всю съёмочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов.
Ни одного костюма для фильма не выпускали без утверждения консультанта — полковника Брауна, который служил в разведке. Уточнялась и перепроверялась каждая деталь. Шили костюмы мастера из генеральских ателье.
Но не только подготовка к съемкам отнимала множество сил и энергии. И во время съемок возникала масса трудностей. Например, фильм снимали старой, советского производства камерой. Она очень грохотала при работе. Ее приходилось накрывать одеялами и пальто, поскольку во время съемки сразу записывали и звук. А для Вячеслава Тихонова пришлось закупить сто рубашек, потому что стирать костюмы было негде.
Лиознова очень любила импровизировать, некоторые сцены она придумывала прямо во время съемок, как, например, сцену встречи Штирлица с женой, которая изначально не была прописана в сценарии. До этого режиссер разговаривала с разведчиком-консультантом, и беседа навела ее на мысль ввести еще одну сцену.
«Татьяна Михайловна была абсолютно неформатным, нетиражным человеком. И она воспроизводила в кино свое отношение к жизни, что очень важно для творческого человека», — цитирует «Интерфакс» художественного руководителя МХТ им. Чехова Олега Табакова, сыгравшего одну из главных ролей в «17 мгновениях весны».
Табаков рассказал, что Лиозновой удалось поведать советским зрителям, кто был противником Советского Союза в страшной кровопролитной войне, хотя до этого зрители даже примерно не представляли себе, как выглядели немцы.
«Раньше в советских фильмах показывали немцев как придурков, которые бегали по дворикам и кричали: «Матка, куры, млеко, яйки!» Но это было совсем не так», — уверен Табаков.
Несмотря на то, что в середине 80-х Лиознова перестала снимать – говорила, что не понимает, чем дышит современный зритель, – поклонников популярных фильмов великого режиссера от этого не уменьшилось. Ее фильмам удавалось увлекать даже представителей непонятого ею поколения.
«Это качество – говорить своим языком, серьезным языком и быть интересным очень многим – оно уникально, – цитирует сайт телеканала «Культура» режиссера Андрея Эшпая. – Это вот тот ритм внутренний, тот особый дар, гениальный, который был у этого удивительного человека, хрупкой, небольшой маленькой женщины».