Павильон России на арт-биеннале в Венеции заняли нары и cваи из лагуны

Павильон России, где показывают проект "Пустые зоны", представляющий архив деятельности художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия", официально начал свою работу

Павильон России, где показывают проект «Пустые зоны», представляющий
архив деятельности художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия», официально начал свою работу на 54-й арт-биеннале в Венеции в четверг.

Тысячи профессионалов со всего мира — директора музеев, галеристы,
кураторы и представители СМИ собрались в саду Джардини: они перемещаются
от одного национального павильона к другому в зависимости от графиков
открытия, поэтому порой приходится отстоять очередь прежде, чем
посмотреть сами проекты.

Ажиотаж царит и в павильоне России, построенном Алексеем Щусевым в
1914 году и только что реконструированном — каталоги нашей выставки
расходятся на ура, а иностранцы вникают в ее смысл. Судя по откликам,
равнодушной она не оставляет никого: некоторые считают, что это и есть
отражение загадочной и непостижимой русской души. Другие интересуются,
нет ли здесь политического подтекста — из-за наличия нар в главной
инсталляции проекта.

Как рассказал на открытии куратор российской экспозиции Борис Гройс,
ничего крамольного искать не стоит — это просто такой русский ответ
американскому минимализму, в том числе скульптору Дональду Джадду.

«Выставка разбита на четыре части и представляет собой комбинации из
четырех пространств, в которых оперирует Монастырский и любой
современный художник», — говорит он.

Гройс пояснил, что речь идет об урбанистическом пространстве — на
выставке оно представлено снимками из серии «Земляные работы»,
пространстве художественного жеста, «которое несет в себе контекст
потенциальной социальной угрозы» — в этой части, по периметру главного
зала нашего павильона, как раз и стоят те самые нары, а в центре, на
круге с надписью «11» — настоящие венецианские сваи весом 250 килограмм
каждая, закрепленные настоящей же цепью.

«Это реакция на фигуру русского павильона в Венеции — он
рефлексируется, интегрируется и маркируется, но маркируется не в
дворцовый город — это реальные сваи, вытащенные из воды, и цепь тоже,
вещи абсолютно аутентичные», — объяснил куратор. Позже комиссар
российского павильона Стелла Кесаева добавила, что на это пришлось
получать специальное разрешение от венецианских властей.

Также в экспозиции обыграны внутреннее и групповое пространства — то
есть то, что художник придумывал и делал сам и с группой «Коллективные
действия». Здесь, в лабиринте из нечто похожего на офисные перегородки, можно
увидеть отрывки из «Поездок за город» — задокументированных в десяти
томах акций, которые Монастырский и «КД» проводят с 1970-х годов. В
настоящее время к публикации готовится 11-й том — отсюда и взялось
соответствующее число в круге под сваями. Одновременно это еще и
последние две цифры текущего года — а вообще, как говорит Гройс, это
значит с одной стороны многое, а с другой — вообще ничего, как
посмотреть.

На стенах нижнего зала демонстрируются отрывки из последнего проекта Монастырского, который художник выкладывает на YouTube.

«Это продолжение того, что он делал в советское время — то есть это
еще одна попытка обойти систему, но тогда это были загородные акции, а
здесь обращение к YouTube является вариантом обхода художественной
системы и дает более гибкий контакт с аудиторией», — рассказал Гройс.

Проект «Пустые зоны» пришелся по душе не только посетителям, но и
министру культуры Александру Авдееву, который осмотрел экспозицию в
компании Кесаевой и коллеги Монастырского по «Коллективным действиям»
художника Николая Паниткова.

«Талант Монастырского всем интересен, потому что он заставляет
мыслить о главном — о времени, о собственном внутреннем мире. В этом и
заключается прелесть концептуального искусства — заставить каждого
шевелить мозгами, делать это самостоятельно, а не принимать написанные
кем-то истины», — уверен Авдеев.

Он считает, что главная инсталляция экспозиции отражает время, место и среду, а также «состояние умов и всего нашего общества».

«Можно много интерпретировать художника , но самое главное, что он
возбуждает процесс переосмысливания», — заключил министр и отправился,
по собственному признанию, осматривать выставку в павильоне Франции — к
этой стране у Авдеева особое отношение, поскольку до назначения на
нынешний пост он работал там послом.

Еще два дня основной проект и выставки в национальных павильонах
будут демонстрироваться только для аккредитованных специалистов, а с 4
июня и по 27 ноября — для всех желающих.

1nsk