За минувшие три недели мировой прокат принес фильму Джеймса Кэмерона «Аватар» абсолютное лидерство — около 1 миллиарда 350 миллионов долларов — и звание второго фильма по кассовым сборам за всю историю кинематографа. Причем первое место принадлежит картине того же режиссера – «Титанику». Комментирует обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин.
Новогодние выходные, так называемый «длинный уик-энд», ну какие важные культурные события могут приключиться в этот мертвый сезон? Однако случилось не простое событие, а настоящая сенсация. И с ней культура новейшего времени войдет во второе десятилетие ХХI века. «Аватар» Джеймса Кэмерона — одного из успешнейших и лучших голливудских режиссеров, автора двух первых «Терминаторов», «Чужих», «Бездны» и «Правдивой лжи», — упрямо отказывался сходить с верхних позиций бокс-оффисов, то бишь, списков фильмов-чемпионов по кассовым сборам. Результат: второе место в мировом прокате за всю историю кино, а первое принадлежит «Титанику» того же Кэмерона. Разрыв между ними — немаленький, полмиллиарда: у «Титаника» в 1997-98-х годах было миллиард восемьсот сорок миллионов долларов, у «Аватара» покуда — миллиард триста сорок. Но кто знает — возможно, Кэмерону еще удастся выиграть у самого себя.
Однако даже если не удастся, он навсегда останется уникумом. Режиссером, которому дважды удалось то, что не удавалось никому. Справедливости ради следует учесть, что немалая часть сборов «Аватара» прямо связана с повышенной стоимостью сеансов в 3D, но этот факт нивелируется незаурядной длительностью: два часа сорок минут, то время, в которое кинотеатры при других условиях могли бы втиснуть два полноценных сеанса. Сколько угодно можно цедить через губу, что успех Кэмерона предсказуем, но это будет лукавством: всем известно, что продюсеры из ХХ Century Fox рисковали, вкладывая в дорогостоящую научную фантастику до 400 миллионов долларов, что звезд мирового класса в картине нет, что вообще фильмы об инопланетной жизни таких денег никогда не собирали — единственным исключением были «Звездные войны».
И вот еще что: даже не в десятке, а в первой двадцатке самых кассовых картин мира есть лишь две, основанных на оригинальном сценарии, а не на известном литературном произведении или фильме — и это «Титаник» и «Аватар». В полной мере авторские фильмы, между прочим: Кэмерон пишет свои сценарии сам. И не в визуальных эффектах дело — их хватает и в других фильмах-чемпионах. А в чем? Стыдно сказать: в высочайшем художественном качестве, которое раз в столетие совпадает с замечательными потребительскими свойствами. «Аватар» — идеальный продукт и подлинное произведение искусства. Редкая птица. Потому и летит так высоко — далеко над уровнем нашей привычной атмосферы. Кстати, об атмосфере российской. »Аватар» одержал победу и на наших широтах. До сих пор лидером российского проката оставалась «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, заработавшая 50 миллионов долларов. У «Аватара» уже шестьдесят, и это еще не предел.