Та самая «Муха»

Дэвид Кроненберг согласился снять римейк своего знаменитого фильма


Дэвид Кроненберг согласился снять
римейк своего знаменитого фильма


 Далекий уже теперь 1986 год был чрезвычайно богат на кинофантастику, отмеченную ныне почетным клеймом «классика». «Полет навигатора», «Короткое замыкание», «Зубастики», наконец, знаменитые кэмероновские «Чужие». Был и еще один фильм, немало напугавший не только искушенных западных зрителей, но и часть счастливых обладателей первых видеомагнитофонов в охваченном Перестройкой Советском Союзе.


Речь идет о готической фантазии канадского режиссера Дэвида Кроненберга под названием «Муха», интерес к которой за двадцать с лишним лет ничуть не угас. Ну а раз так, то в эпоху римейков их перечень должен пополниться еще одним.

Справедливости ради стоит сказать, что и сам фильм Кроненберга был римейком сейчас уже мало кому известной картины 1958 года, снятой Куртом Ньманом (Kurt Neumann) по короткому рассказу Джорджа Лангилана. История об очередном непризнанном гении, безответственно манипулирующем законами природы и превращающемся в монстра, настолько понравилась продюсеру Кипу Оману (Kip Ohman), что в начале 80-х годов он обратился с предложением снять римейк к самому Мелу Бруксу. Последний идею одобрил и занялся поисками режиссера.

Вероятно, тогда еще мало кому известный Дэвид Кроненберг был обречен снять этот фильм. Именно его имя стояло первым в списке кандидатов Брукса. Но Кроненберг был занят подготовкой к съемкам фантастического триллера «Вспомнить все» — того самого, постановка которого чуть позже была поручена Полу Верховену — и поэтому отказался. За «Муху» согласился взяться молодой британский режиссер Роберт Байерман (Robert Bierman), успевший вывести проект на стадию пре-продакшн, но выбывший из него после трагической гибели дочери. Тогда Брукс вновь вернулся к Кроненбергу.

Последний как раз успел не сойтись во взглядах с продюсером «Вспомнить все» Дино де Лаурентисом и на это раз не стал отклонять предложение заняться скрещиванием человека с насекомым. В сжатые сроки Кроненберг почти полностью переработал оригинальный сценарий Чарльза Эдварда Поуга, зарезервировал главные роли для Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис, поручил работу над спецэффектами создателю Гремлинов Крису Уоллесу, а саундтрек — Говарду Шору и, как истинный патриот, приступил к работе в своем родном Торонто.

Картина вышла в прокат летом 1986 года и произвела фурор. Снятая всего за несколько миллионов долларов, она только в американском прокате заработала более 40 миллионов, удостоилась «Оскара» за грим и звания одного из самых страшных фильмов десятилетия.

Столь неожиданный и громкий успех сделал съемки продолжения совершенно неизбежными, но Кроненберг отказался наотрез, и место режиссера досталось «по наследству» Крису Уоллесу. Под его руководством сиквел «Мухи» превратился из атмосферной и драматической истории любви в типичный «зомби-муви», и несмотря на приличные кассовые сборы, франшизу решено было не продолжать.

 Первые слухи о том, что эксплуатация идеи телепортации и случайных генетических мутаций будет продолжена, поползли уже в начале нового века. К 2003 году они даже оформились во вполне официальную новость о том, что компания Fox Searchlight поручит возрождение «Мухи» режиссеру Тодду Линкольну, вознамерившемуся объяснить зрителям, «почему же это насекомое на сцене и в кино так и не полетело». Но затем все снова сошло на нет.

 

Кроненберг без устали продолжал объяснять прессе, что никакого отношения к реанимации кинофраншизы он иметь не собирается, а вместо этого лучше поставит оперу по мотивам своего фильма. И поставил. Премьера ее состоялась в июле 2008 года в Париже. За дирижерским пультом стоял не кто-нибудь, а сам маэстро Пласидо Доминго. Несмотря на то, что сценографы избавили зрителей от самых физиологически жутких моментов первоисточника, постановка все же была признана «не предназначенной для слабых духом». Добавим — как, собственно, и почти все фильмы канадского режиссера.

  А сам Кроненберг тем временем получил от французского правительства орден Почетного легиона и с головой погрузился в работу над триллером «Круг Матарезе», основывающимся на первом романе дилогии Роберта Ладлэма об агенте ЦРУ Брэндоне Сколфилде и его противнике из КГБ Василии Талейникове. Проект дошел до стадии утверждения актеров на главные роли и создания финального варианта сценария, как вдруг… 

Кроненберг согласился не только придумать сюжет, но и стать режиссером второго в своей жизни римейка «Мухи».

Что стало причиной столь резкой смены настроения, остается загадкой. Вполне возможно, речь идет о хрестоматийном «предложении, от которого невозможно отказаться», а быть может, Кроненберг просто устал отбиваться от постоянных атак и решил бросить Голливуду столь вожделенную кость. Но чем бы ни объяснялось это решение, нас, зрителей, оно не может не радовать, ибо Дэвид Кроненберг не принадлежит к тому классу режиссеров, которые за буйством современных спецэффектов скрывают свою собственную беспомощность.

Он сможет вернуть всеми нами любимой «Мухе» ощущение безысходности и ужаса, от которого мы все когда-то замирали в переполненных «перестроечных» видеосалонах.


p.s. вспомним, как оно было 😉

Трейлер Дэвид Кроненберг — Муха (The Fly) (1986)




1nsk