Упрощение прохода судов Азербайджана через воды России выгодно для всех

Для Азербайджана большое значение имеет вопрос прохода торговых судов по внутренним водным путям России

Для Азербайджана большое значение имеет вопрос прохода торговых судов
по внутренним водным путям России, в частности по Волго-Донскому
каналу, сказал в четверг на «круглом столе», организованном в рамках II
Российско-азербайджанского межрегионального форума глава пресс-службы
Азербайджанского каспийского морского пароходства (КАСПАР) Вугар Садыхов. Форум проходит в Астрахани 18-19 мая.

По его словам, начиная с 1996 года, эти проходы осуществляются в
крайне ограниченном количестве после долгих согласований, порой длящихся
до трех-четырех месяцев, в разных инстанциях.

«Это значительно затрудняет взаимовыгодное сотрудничество между нами.
Так, сегодня разрешение предоставляется 14 нашим судам только один раз —
туда и обратно, и мы платим за это российской стороне от 500 до 600
тысяч долларов в год. Если бы эти 14 судов имели право свободного
прохода по каналу в период навигации, то за восемь месяцев мы бы
заплатили около 2 миллионов 200 тысяч долларов. А если бы разрешение
получили суда типа «Кишинев», то эта сумма увеличилась бы еще на полтора
миллиона, и составила бы 3 миллиона 700 тысяч долларов», — отметил
Садыхов.

По его словам, было бы целесообразным упростить режим прохода
азербайджанских торговых судов по Волго-Донскому каналу, например, после
уведомления за неделю администрации канала или Федерального агентства
морского и речного транспорта. Другой вопрос связан с разрешением
прохода судам типа «Кишинев», что действительно расширило бы
сотрудничество между странами.

По словам Садыхова, в 2010 году танкерами КАСПАРа из портов Актау и
Туркменбаши в порт Махачкала было перевезено 32,52 тысячи тонн, из порта
Махачкала в порт Нека — 4045 тонн нефти и нефтепродуктов. Сухогрузными
судами из порта Махачкала в иранские порты было перевезено около 65
тысяч тонн зерна и кокса. В течение четырех месяцев этого года судами
Каспийского пароходства из портов РФ в другие порты прикаспийских
государств было перевезено около 10 тысяч тонн грузов, сказал он.

По его словам, КАСПАР считает объем перевозок своими судами в прошлом
году на уровне около 13 миллионов тонн очень малым. В прошлые годы
объем грузов, перевозимых судами КАСПАР из портов РФ в иранские и другие
порты прикаспийских государств, составлял около 150 тысяч тонн в год.
Перевозки грузов осуществлялись также из Астрахани в Баку. В целях
увеличения грузоперевозок из портов РФ Каспийское пароходство принимает
все меры для тесного сотрудничества с российскими компаниями-
грузоотправителями .

«Еще одним фактором, мешающим расширению взаимовыгодного
сотрудничества, является то, что суда под азербайджанским флагом не
обслуживаются на причалах астраханского порта. Только лишь сухогрузы
могут обслуживаться в порту Оля . Такое положение дел объясняется
отсутствием таможенных и пограничных постов для судов под иностранными
флагами. Таким образом, наши сухогрузы и танкера искусственно отстранены
от процесса перевозок из астраханского порта», — сказал Садыхов.

Также в ходе выступления на «круглом столе» он отметил, что благодаря
развитию смешанных видов перевозок, пароходство получило возможность
интегрироваться в мировую транспортную систему, как в направлении
Запад-Восток, так и Север-Юг.

По словам Садыхова, решение вопросов для обеспечения эффективного
функционирования этих транспортных коридоров требует комплексного
подхода всех заинтересованных сторон, участвующих в едином
транспортно-технологическом процессе. Среди них совершенствование работы
погранично-таможенных пунктов, исключение случаев необоснованной
дискриминации и протекционизма судов по признаку флага, развитие
мультимодальных перевозок, основывающихся, прежде всего, на
контейнеризации системы товародвижения, ускорение курса
совершенствования нормативно-правовой базы в области транзитных
перевозок, проведение гибкой тарифной политики, отвечающей интересам
сторон, участвующих в транспортно-технологическом процессе. Для
координации действий всех участников транспортного процесса, а также
содействия в создании благоприятных условий для развития морского
транспорта, необходима выработка единого унифицированного документа
между прикаспийскими странами, который будет способствовать ускорению и
динамичному развитию морских перевозок.

Транспортный флот Азербайджанского Государственного Каспийского
морского пароходства состоит из 80 судов, из которых 43 — это танкера,
26 — универсальные сухогрузные суда, 7 — морские железнодорожные
грузопассажирские паромы, 4 — судна типа РО-РО.

Транспортировочная мощность танкерного флота пароходства составляет
около 20 миллионов тонн, сухогрузного флота — 1,5 миллиона тонн, паромов
— 97 тысяч вагонов в год.

Транспортный флот Азербайджанского Государственного Каспийского
морского пароходства общим дедвейтом около 500 тыс. тонн постоянно
обновляется за счет судов, построенных в соответствии с современными
достижениями судостроительной науки.

1nsk