Детройт — город-призрак

США - начало конца. Главное, что сейчас не дает фондовым рынкам стабильности, - это ожидание рецессии в США, то есть спада в американской экономике.

Главное, что сейчас не дает фондовым рынкам стабильности, — это ожидание рецессии в США, то есть спада в американской экономике. Первые ее признаки вполне ощутимы: это и новые данные о росте безработицы, и кризис кредитования, и падение продаж недвижимости. Как это происходит на практике, корреспондент программы «Вести недели» узнал на примере Детройта. Некогда центр американской роскоши теперь выглядит как город-призрак.

Забытый, едва живой Детройт все еще кажется типичным американским мегаполисом — издалека, со стороны Канады. Но это лишь мираж. Каменные джунгли давно стали дикими и почти необитаемыми.

Трущобы, как метастазы, стремительно поглощают район за районом. Одним из последних пару месяцев назад пал полицейский участок в семи милях от центра.

«Школу здесь тоже закрыли. Они сказали, что в Детройте больше не осталось учеников. Говорят, во всем виновата мировая экономика», — говорит житель Детройта Лэрри Пирсон.

Мировую экономику винят и в том, что на главную авеню — Вудвард — пересекающую Детройт, и днем выходить опасно, ведь даже Бога здесь, судя по граффити на стенах, познают через героин.

«Здесь одни грабители остались, правда, грабить уже некого — одни безработные и бомжи», — рассказывает один из местных бездомных.

Фотограф и городской историк Лоувел Буалю — один из немногих белых жителей Детройта. 82% процента населения — чернокожие. Буалю зарабатывает на руинах, продавая в Интернете шокирующие фотопанно по 190 долларов. Город моторов стал призраком на его глазах.

«Здесь чувствуешь себя так, как будто под водой плаваешь по «Титанику». А ведь тысячи рабочих приходили сюда каждый день, гудели станки, все вокруг двигалось. Здесь был конвейер, но сейчас здесь нет никого, кроме нас», — вздыхает Лоувел.

Головой гниющего по сей день Детройта стал разорившийся «Паккард» в 1958-м. Любимый лимузин Сталина и всего советского политбюро не выдержал натиска дешевых конкурентов, и завод закрыли. Теперь финансовый кризис добивает город.

Летом здесь живут бомжи. «Нам нужна еда», — написали они на стене. Но детройтские банды продают в цехах только крэк и героин. Болезнь, превратившая «Паккард» в руины, уже в 80-х стала эпидемией.

«У «Форда», «Дженерал Моторс» и «Крайслера» слишком большие затраты на производство автомобилей, к тому же чем выше цены на нефть, тем глубже детройтский кризис», — уверен Лоувел Буалю.

От массовых увольнений до разграбленных небоскребов всего несколько шагов. Сначала власти отбирают у безработного машину. Их десятками и зачастую навсегда увозят у хозяев за неоплаченные регистрацию и штрафы. Затем доходит очередь до дома, ведь пособия не хватает, чтобы оплачивать кредит.

Детройт — центр ипотечного кризиса Америки. Трехкомнатный дом здесь можно купить за 7 тысяч долларов, вот только мало кого даже такая цена соблазняет. «Никто не хочет покупать здесь дома, — говорит одна из жительниц Детройта. — Кто же будет жить в таком районе? Хотя это место еще ничего».

Опустевшие кварталы занимают многочисленные банды, бесцеремонно навязывая оставшимся обездоленным жителям свои правила. «Здесь сплошные наркотики. Это все, что я могу сказать об этом районе», — говорит один их местных жителей.

Необходимость в офисных центрах, библиотеках, театрах здесь отпала автоматически. Еще в 1980 году нью-йоркский Бродвей вовсю гастролировал здесь. Билетов в театр Мэдисон было не достать. Двадцать лет назад его зал, как и половину города, разграбили.

Центр Детройта. Офисное здание «Лафайет-билдинг», построенное в начале века. Когда-то здесь зажиточные автомобильные менеджеры могли перекусить итальянской пиццей и покурить кальян, взять машину на прокат, купить табак. Но теперь здесь бывает разве что полиция. В XX веке рядом с «Лафайет-билдинг» вырос первый в Америке светофор. В XXI веке светофоров в Детройте больше, чем автомобилей. «Дженерал Моторс» хоть и выстроили на руинах блистательный небоскреб, едва ли не каждый год закрывает заводы, оставляя тысячи людей на улицах.

Алан Бенчич — один из профсоюзных лидеров гиганта — пытается проверить самую громкую сплетню последних дней: «Дженерал Моторс» якобы планирует уволить в этом году еще десять тысяч рабочих в Америке, а топ-менеджеров отправить на курсы азиатских языков. «В 90-х годах огромное количество автозаводов переехало из Детройта в Мексику. Рабочая сила там была дешевле — можно было платить людям пять долларов в день. Сегодня половина фабрик и там закрыта. Корпорации решили переехать в Индонезию, Таиланд, Вьетнам, где можно платить людям гораздо меньше», — отметил Бенчич.

У других детройтских флагманов — «Форда» и «Крайслера» — ситуация не лучше. Зарплаты оставшимся неквалифицированным рабочим все они давно снизили до минимальных.

«Когда я в 70-х пошла работать на «Крайслер», там платили 18 долларов в час. Тогда мы, конечно, неплохо жили. А сейчас на любом заводе здесь платят только 6-7 долларов в час. Но ведь львиную долю съедят налоги, а надо еще платить за аренду жилья, бензин, еду, наконец. Это же невозможно!» — возмущена бывшая сотрудница завода «Крайслер» Мэри Браун.

Но есть и те, кто делает состояния на кризисных секторах американской экономики, — это фондовые трейдеры. Не имеет значения, растет акция или падает, главное — чтобы на месте не стояла, объясняет Александр Герчик — партнер одной из финансовых групп с Wall Street. Биржи лихорадит уже две недели. Падающий рынок загоняет в долги рядовых американцев.

«Бензин поднимается, поднимается цена на страховку, на образование в школе, а человеку который зарабатывает одни и те же деньги, надо их где-то взять. Люди себя переоценили», — считает Герчик.

У трейдеров все чаще сдают нервы. Но в целом компания Герчика в плюсе, в отличие от «Форда», «Дженерал Моторс», ипотечных, строительных и других корпораций, почти вертикальные графики падения которых трейдер показывает на мониторе. Их не спасло даже очередное снижение ставки федеральной резервной системой. «Люди думали, что проблема потихонечку заканчивается и начинает отыгрываться. Но по безработице здесь самая высокая цифра за четыре года», — сказал Александр Герчик.
© Вести.Ru

1nsk