К 2020 году в Москве будет 100 тыс. электромобилей

Производители обещают существенное снижение стоимости электрокаров, однако ряд экспертов настроены скептически

Участники рынка электромобилей в России дают оптимистичные прогнозы относительно перспектив использования этого вида транспорта. К 2020 году только в Москве и Московской области их число может вырасти до 100 тыс. машин, сообщил в ходе «Электромобилиады 2012» член правления компании Roland Berger Strategy Consultant Николай Грачев. Росту популярности электромобилей будут способствовать снижение цен, а также развитие зарядной инфраструктуры.

По словам заместитель руководителя дирекции по IT, инновациям и операционной эффективности ОАО «МОЭСК» Дениса Цыпулева, уже в ближайшей перспективе производители обещают существенно снизить стоимость электрокаров.

— 50% стоимости машины составляет стоимость батареи, — пояснил Денис Цыпулев. — Сейчас батарея стоит около 900 тыс. рублей, а к 2015 году она будет стоит стоить уже 350 тыс. рублей.

Кроме того, удешевлению машины поспособствует и уменьшение веса батарей: ведь чем он больше, тем дороже машина. Если сейчас вес батареи, обеспечивающей пробег 100 км, составляет 333 кг, к 2015 году он будет составлять уже 222 кг. Кроме того, растет и срок использования батарей: если в 2009 году было четыре года, то сейчас уже 10 лет, а к 2015 году срок их использования вырастет до 14 лет, что также повышает экономический эффект от использования такого авто.

В европейских странах приняты субсидии покупателям электромобилей, снижение налоговых пошлин и НДС, немонетарные льготы для владельцев электромобилей — въезд в центр города, проезд по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатный проезд по платным дорогам и т.д. Если говорить о России, то первым шагом в этом направлении может стать обнуление ввозных пошлин и отмену НДС.

— Сегодня наше предложение о снижении ввозных пошлин на электромобили сроком на один год одобрено российским правительством и рассматривается на уровне Евразийской экономической комиссии Таможенного союза, — сообщили в пресс-службе компании. — В случае положительного решения можно будет говорить о снижении стоимости электромобиля сразу на 20%.

Что касается мер других мер государственной поддержки, то в этом направлении активно работает Российское энергетическое агентство. По словам, руководителя департамента развития законодательства в области энергетики ФГБУ РЭА Минэнерго Алексея Туликова, речь идет о налоговом стимулировании потребителей и производителей, таможенной, а также бюджетной поддержке — в первую очередь на уровне местного самоуправления. Кроме того, для развития инфраструктуры необходимо внесение изменений в некоторые нормы российского законодательства: облегчение технологического присоединения и признание того факта, что зарядка авто не является энергосбытовой деятельностью, а также изменение правового статуса АЗС для расположения зарядных станций электрокаров на обычных заправках.

Плюсами электрокаров являются снижение шумового эффекта и, конечно, меньший ущерб для экологии. В целом, по словам Дениса Цыпулева, если сравнивать влияние автомобильных выхлопов традиционных машин и ту степень загрязнения электростанциями, которая происходит в результате выработки энергии, необходимой для пробега 100 км электромобиля, получается, что последний на 50% «чище». И это без учета того ущерба, который наносят окружающей среде нефтеперерабатывающие заводы.

Однако несмотря на декларируемые преимущества, перспективы использования электромобилей в России вызывают у экспертов сомнения. По мнению заместителя директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, на сегодня в России нет тех экономических стимулов для покупки электромобиля, которые есть, например, в Европе.

— Разница в налогах на эксплуатацию электрокара и обычного авто не очень велика, сказать, что наш потребитель чувствителен к цене на топливо, тоже нельзя — всё же она у нас не так высока, как в Европе. Кроме того, неразвитость инфраструктуры, отсутствие возможности быстро зарядить автомобиль, ограниченный пробег — всё это делает его использование не очень удобным, — говорит он.

Кроме того, по словам Сергея Удалова, существующие батареи очень чувствительны к зимним температурам, что немаловажно в российских условиях, так что необходимо дальнейшее развитие самой технологии. По мнению эксперта, на данный момент возможно лишь некоммерческое развитие данного проекта при условиях инициативы со стороны государства.

1nsk