Во Вселенной обнаружен первый гамма-пульсар

17.10.2008 06:44 Поделиться:

.

Во Вселенной обнаружен первый гамма-пульсарОрбитальный телескоп НАСА Fermi, работающий в диапазоне гамма-волн, сделал уникальную находку — остывшую звезду, которая генерирует один-единственный тип излучения в виде гамма-лучей. Астрономы говорят, находка является пульсаром, так как космическое тело выбрасывает поток гамма-излучения каждые 3 секунды. Возраст пульсара составляет примерно 10 000 лет.

«Это первый пример наличия нового класса пульсаров, которые дают нам совершенно новые сведения о работе погибших звезд», — говорит Питер Михелсон, старший научный куратор проекта Fermi из Стенфордского университета.

Гамма-лучевой пульсар расположен рядом со сверхновой звездой CTA 1, удаленной на 4 600 световых лет от Земли в созвездии Цефея. Выброс гамма-лучей происходит каждые 316,86 микросекунд. Специалисты отмечают, что даже сейчас умерший пульсар излучает в 1000 раз энергии больше, чем работающее Солнце.

Напомним, что пульсар представляет собой быстро вращающуюся нейтронную звезду, которая ранее остыла, сжалась и взорвалась, оставив после себя одно лишь сверхтяжелое ядро, которое разгоняется центробежными силами, действующими изнутри звезды. Гамма-пульсар как таковой сформировался около 10 000 лет назад.

Всего известно около 1800 пульсаров, большая часть которых излучает радиоволны. Значительно меньше пульсаров выбрасывают потоки энергии в других формах — в виде рентгеновских лучей или видимого света. Теперь науке стал известен и первый гамма-пульсар, излучающий самые высокоэнергетические частицы.

«Мы считаем, что регион, где выбрасываются гамма-лучи, значительно шире и там присутствуют другие, менее энергетические виды радиации, возможно там есть радиоволны, но они не доходят до Земли, поэтому мы не видим их, однако совершенно очевидно, что гамма-лучи здесь превалируют», — рассказывает Элис Хардинг, специалист НАСА из Центра космических полетов им Годдарда.

Ученые полагают, что новый гамма-пульсар не является каким-то уникальным объектом, а представляет собой новый класс объектов, представители которого ранее не были обнаружены.

Пульсар возле звезды CTA 1 фактически расположен сам по себе и не входит в газовое облако, оставшееся от взрыва звезды, тем не менее ученые не исключают, что ранее он входил в облако, так как взрывы сверхновых могут быть несимметричными, часто представляя собой вытянутые векторы в пространстве.

Телескоп Fermi сканирует полный небесный диапазон каждый три часа и обнаруживает фотоны, энергия которых в 20-300 млн раз больше энергии видимого света