ООН обвинили в покушении на свободу слова в Интернете

На прошлой неделе один из российских еженедельников опубликовал очередное сообщение о грядущем усилении контроля над Интернетом.

ООН обвинили в покушении на свободу слова в ИнтернетеНа прошлой неделе один из российских еженедельников опубликовал очередное сообщение о грядущем усилении контроля над Интернетом.

Существенное отличие этого сообщения от предыдущих, в котором попытки взять Интернет под жесткий контроль государства, приписывались силовым ведомствам и отдельным членам Совета федерации, заключалось в том, что инициатором покушения на интернет-вольности была названа Организация объединенных наций.

«Анонимность считается одним из главных принципов интернета. Однако это не мешает ООН при негласной поддержке США разрабатывать проекты, направленные против анонимности интернет-пользователей. На днях произошла утечка документов Агентства по телекоммуникациям ООН, подготовленных рабочей группой агентства под названием Q6/17, которые содержат предложения по разработке системы, позволяющей установить автора любого сообщения, попавшего в интернет», говорится в сообщении еженедельника.

На самом деле, никакого «Агентства по телекоммуникациям ООН», равно как и «рабочей группы под названием Q6/17» в системе ООН не существует и никогда не существовало. Во входящем в систему ООН Международном телекоммуникационном союзе (International Telecommunication Union) существует т.н. «тема Q6/17», координатором которой является «Исследовательская группа № 17» (ITU-T Study Group 17). Таким образом, зловещая аббревиатура Q6/17 обозначает не более, чем «шестое тематическое направление, которым занимается Исследовательская группа № 17».

В задачи членов группы, состоящей из представителей десятков регулирующих органов и коммерческих компаний телекоммуникационного сектора разных стран, входит исследование различных вопросов, связанных с безопасностью, а также координация деятельности всех прочих Исследовательских групп Международного телекоммуникационного союза по этому направлению.

По сути, Исследовательские группы являются международной дискуссионной площадкой, в рамках которой обсуждаются различные инициативы в их предметных областях. Таким образом, «Исследовательская группа № 17» могла теоретически обсуждать и выдвинутую кем-либо инициативу о полной ликвидации Интернета, что, разумеется, ни в коем случае не означало бы поддержку такой инициативы со стороны ООН.

В сообщении еженедельника также рассказывается, зачем ООН понадобилось лишать интернет-пользователей анонимности — «По словам авторов проекта, «политические оппоненты публикуют статьи, выставляющие правительство в негативном свете. Правительство… пытается идентифицировать источник статьи, но не может этого сделать». Чтобы облегчить поимку «политических оппонентов», предлагается создать систему, при которой любое сообщение, попавшее в интернет, будет оставлять электронный след во всех точках своего маршрута, что позволит быстро обнаружить компьютер, с которого оно было отправлено».

На самом деле, цитируемый текст, авторство которого достоверно не установлено, содержит лишь первую цитату, касающуюся политической оппозиции, однако сам документ выдержан в исключительно нейтральном стиле и содержит лишь перечень ситуаций, в которых может использоваться технология Traceback. По контексту документа нельзя сказать, является ли он рекламным буклетом разработчиков технологии, предлагающих ее авторитарным режимам, адвокатским материалом правозащитников, или просто беспристрастным изложением фактов. Однако еженедельник делает однозначный вывод, которого в оригинальном тексте не было и в помине.

Подробнее о технологии Traceback, позволяющей установить источник информации в Интернете, рассказывается в документе Basic Information on the ITU-T IP-Traceback and International Caller-ID Capability Initiatives, текст которого свободно доступен на сайте Международного телекоммуникационного союза и никуда не «утекал». Причем под информацией в контексте этого документа понимаются пакеты данных, вне зависимости от того содержат ли они «осмысленную» для человека информацию, а целью технологии Traceback является борьба с киберпреступностью, а не попрание свободы слова.

«Таким образом, в сухом осадке остается технология, предназначенная для борьбы с киберпреступностью, которая теоретически может быть использована и во вред свободе слова, – отметил Руководитель информационно-аналитической службы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Альтовский, – Эта технология была рассмотрена одной из исследовательских групп Международного телекоммуникационного союза, решившего поддержать процесс ее исследования и возможной стандартизации».

Ни Международный телекоммуникационный союз, ни ООН, разумеется, не имеют полномочий по принуждению кого-либо к использованию этой технологии в Интернете. Более того, можно не сомневаться, что ООН будет в первых рядах тех, кто выступит против применения Traceback, если окажется, что с ее помощью тем или иным образом можно будет ограничивать свободу слова.

«В российских СМИ уже неоднократно распространялись фантастические слухи, будто бы готовится «закон об Интернете», который запретит все и вся, однако каждый раз они так и оставались, либо «пересудами на лавочке», либо информацией об инициативах, не имеющих никакого прикладного значения», – добавил Альтовский.

1nsk