В России сократили космический бюджет

Правительство урезает Федеральную космическую программу и бюджет ФЦП по ГЛОНАСС

«Потеря Россией лидирующих позиций в пилотируемой космонавтике, деградация орбитальной группировки ГЛОНАСС, срыв сроков создания космодрома Восточный» — такие перспективы развития космической отрасли на ближайшие пять лет видит вовсе не критик Роскосмоса, а его руководитель Владимир Поповкин. 

Упадок отрасли с ужасающими последствиями Поповкин обрисовал в письме Владимиру Путину. По словам высокопоставленного источника в Роскосмосе, глава ведомства написал эмоциональное письмо президенту, узнав о планах Минфина сократить финансирование программ, касающихся космической деятельности. Прежде всего это Федеральная космическая программа (ФКП) — в обсуждаемом сейчас проекте федерального бюджета на 2013 год на ее мероприятия запланировано 114,7 млрд рублей, что на 18,9 млрд рублей меньше, чем в паспорте ФКП.

«Предлагаемое Минфином ресурсное обеспечение приведет к деградации орбитальной группировки ГЛОНАСС к 2016–2018 годам до уровня 10 космических аппаратов, задержке развертывания новых аппаратов «Глонасс-К». Потребители утратят возможность непрерывного определения своего местоположения, доверие к системе со стороны мирового сообщества будет утрачено» — так описывает последствия недофинансирования глава Роскосмоса в письме Путину.

Снижение финансирования скажется и на планах России создать новый пилотируемый космический корабль, который сможет доставлять космонавтов не только на околоземную орбиту, но и к удаленным небесным телам. В последнее время среди перспективных задач российской космонавтики часто называют Луну, вице-премьер Дмитрий Рогозин рассуждал о создании обитаемой станции на спутнике Земли. Для освоения Луны нужно построить новый пилотируемый корабль, этот проект обещает быть чрезвычайно ресурсоемким, по предварительным оценкам, с бюджетом не менее $10 млрд.

Урезание бюджета приведет к потере Россией лидирующих позиций в пилотируемой космонавтике, предупреждает глава Роскосмоса, не сильно сгущая краски. Опасность утратить сегодняшнюю монополию на доставку людей к МКС существует и вне зависимости от финансирования нового космического корабля: в перспективе пять лет у США появятся, скорее всего, два новых пилотируемых корабля, а прототип нового российского корабля завис на стадии эскизного проектирования.

1nsk