Военное воздухоплавание

В российской армии могут появиться военные аэростаты. Воздухоплавательные аппараты оснащают новейшим оборудованием

В российской армии могут появиться военные аэростаты. Воздухоплавательные аппараты оснащают новейшим оборудованием.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Савина:

На аэродроме этот объект сразу бросается в глаза. Новейшие аэростаты отечественного производства. Таких у нас не делали уже лет 20, а то и 25. Разработку называют аэростатом четвертого поколения. Во-первых, комплекс мобильный, то есть вся эта причальная платформа, по сути, большой трансформер, который легко складывается. Во-вторых, новые материалы используются, а также действительно современные технологии.

Привязной аэростат, как следует из названия, крепится к платформе тросом, через который подается электропитание. Поднять его можно до 4,5 тысяч метров. После такой высоты на оболочке аэростата скапливается статическое электричество — несколько тысяч вольт. Однако новинка, созданная по спецзаказу Минобороны, проходит испытание успешно. Главное — начинка и ткань, а обшивка пусть напоминает обычную кухонную клеенку.

Андрей Давыдов, главный конструктор предприятия-разработчика: «Вот впервые выпущена была на отечественном предприятии эта ткань, которая, как видите, уже третью неделю стоит. Аэростат не теряет форму, держит, хорошо держит газ».

Сфера применения комплекса — ВВС. Контрольно-дублирующее звено между наземным пунктом управления и боевой авиацией. Кроме того, разведка, радиолокация, телеметрия, военные говорят: «Да что угодно».

Такое воздухоплавание, а все аэростаты и дирижабли именно плавают, а не летают, сейчас весьма актуально. Так, США уже давно охраняет свою границу с Мексикой похожими комплексами и весьма успешно. Потребности России в таких средствах контроля сейчас как раз определяют.

Тут же на аэродроме идет подготовка к штатному старту автоматического непилотируемого аэростата. С первого взгляда может показаться, что это красиво, аккуратно упакованная скатерть и, наверное, самая длинная в мире. Но на самом деле это оболочка обычного стратосферного аэростата длиною 90 метров, а объем самой оболочки ни много ни мало 130 000 кубических метров.

Сколько вешать в граммах? Здесь высчитывается все. Это у обывателей слово «балласт» имеет отрицательное значение, у воздухоплавателей без балласта никуда. Мелкая, как манка, чугунная дробь, главное, чтобы была без комочков, иначе не просыплется через клапан.

Испытатель: «Небольшого диаметра, чтобы она не могла застрять в отверстии».

Специалисты уверяют: «Несмотря на некую архаичность, аэростаты и дирижабли — это всерьез и надолго, причем и в армии, и на гражданке».

Валерий Пелле, начальник Испытательного воздухоплавательного центра: «Самолеты летают до определенной высоты. Динамический потолок у них более высокий, но длительно находиться на нем они не могут. Спутники летают еще выше. А вот как раз слой между занятой авиацией и спутниками, он как раз занимается аэростатами».

Аэростат растягивают, поправляют, начинается закачка водородом. Старт. У земли у стратосферника более чем стройный вид. Однако на высоте 30 километров он увеличится почти в 10 раз. Несмотря на возраст и размер, этот пузырь для радаров по-прежнему невидимка. Очень редкий кадр. Автоматический аэростат отработал программу и спускается вниз, по радиокоманде на высоте пять километров на парашюте отстреливается оборудование.

Испытатель: «Есть. Вижу разделение».

Аэростат разрывается, в небе остается лишь красивый шлейф из нагретого водорода и остатков оболочки. 

1nsk