СМИ: реорганизация московских таможен грозит столице продуктовым дефицитом

Москве угрожает продуктовый дефицит, и виной тому - не кризис, а реорганизация столичных таможен. В начале марта было закрыто 45 таможенных постов, а оформление импортных грузов, в том числе скоропортящихся продуктов, передано в подмосковные терминалы.

Москве угрожает продуктовый дефицит, и виной тому — не кризис, а реорганизация столичных таможен. В начале марта было закрыто 45 таможенных постов, а оформление импортных грузов, в том числе скоропортящихся продуктов, передано в подмосковные терминалы. В результате на подъезде к Москве выросли многокилометровые очереди из фур, ждущих «растаможки», поставщики и производители несут многомиллионные убытки. По словам участников рынка, ситуация близка к критической. 

В ней попытался разобраться журнал The New Times. Корреспондент издания побывал на терминале в деревне Заборье, относящемся к Подольской таможне, и своими глазами видел гигантскую очередь из фур. По словам некоторых водителей, стоять приходится по несколько дней, при этом о приличном месте для ночевки и элементарной гигиене даже не идет речи. 

Многие говорят, что даже хотели устроить протест, перекрыв дорогу, но — получили предупреждение, что их машинам поразбивают фары. Однако дальнобойщики иной раз и применяют кулаки — им ведь приходится платить штраф за просрочку на таможне при выезде из страны, а в таких случаях всегда виноват перевозчик. Водителей заставляют подписывать объяснительные: мол, стояли из-за пробки. А то, что пробка образовалась по вине таможни, не написано нигде. 

— Условия досмотра продуктов — чудовищные, часто «пропускают» уже непригодный товар
— У города есть свой запас продуктов, но его ресурсы быстро истощатся

Сотрудник терминала, с которым корреспонденту после долгих уговоров удалось пообщаться, «прояснил» ситуацию: если раньше в день приезжало 15-20 фур, то теперь, из-за закрытия московских таможен, приезжает по 150. При этом «пропускная способность» терминала — 40 машин максимум. 

Сотрудник категорически отказался пропустить журналиста внутрь поста, заявив, что «там охраняет ФСБ». 

Новую таможенную концепцию «сочинили» за месяц и приняли в спешке 

Еще в середине 2008 года премьер Владимир Путин распорядился разработать концепцию по развитию и упорядочению таможенного оформления грузов. В Федеральной таможенной службе (ФТС) концепцию сочинили за месяц. И, не дожидаясь согласований в профильных министерствах и ведомствах, стали внедрять — в порядке эксперимента. Причем для наглядности начали сразу со столичных терминалов, через которые проходила большая часть импорта. 

17 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов подписал приказ номер 1621, который обязывал с начала марта закрыть в Москве 45 таможенных пунктов, а «растаможку» соответствующих грузов передать в подмосковные терминалы. В самой ФТС такое решение объясняют тем, что вереницы фур на подъезде к Москве не украшают город, а главное — затрудняют пропускную способность и без того перегруженных столичных магистралей. 

При этом импортеры, еще только прознав про содержание концепции, просили таможенных чиновников сохранить столичные посты хотя бы для скоропортящихся товаров, то есть для еды. Те в приватных беседах успокаивали: дескать, не волнуйтесь, «скоропорт» не обидим. Но, как выяснилось, — обидели. 

Перевозчиков ни о чем не предупредили, сами таможенники работают в непонятном режиме — то днем, то ночью. Машины распределили по таможенным пунктам неравномерно: на одних постах многокилометровые пробки, а на других готовы провести «растаможку» за пару часов. 

В пресс-службе Центрального таможенного управления ФТС в ответ на запрос The New Times высказали уверенность, что «места на таможне хватит всем», поскольку скоропортящиеся товары (например, мясо и мясные продукты) имеют право оформлять 10 таможенных постов Зеленоградской, Ногинской и Подольской таможен. Кроме этого, чтобы разгрузить очередь, на таможенных постах организована работа в выходные и праздничные дни, а также введен двухсменный режим работы. 

А вот с точки зрения участников рынка ситуация близка к критической. Как заявил журналу исполнительный директор Национального сельскохозяйственного союза Алексей Афанасьев, многотонные грузовики с заграничной едой мечутся по Подмосковью в поисках поста, где можно побыстрее пройти процедуру «растаможки». 

Условия досмотра продуктов — чудовищные, часто «пропускают» уже непригодный товар 

Но желающих много, а постов все равно мало. В Московской области до марта был только один специализированный пост, имеющий опыт работы с плодоовощной продукцией, в Видном. Поэтому импортеры поначалу стали направлять свои машины туда. И очень скоро там стало не протолкнуться, после чего сотрудники таможни буквально под конвоем начали отправлять грузовики в Домодедово, Ступино, Коломну и Дмитров. Теперь там везде выстроились очереди, что объяснимо: эти посты никакого опыта работы с овощами-фруктами не имели. 

Условия досмотра и фитосанитарного контроля, по признанию самих импортеров, чудовищные. После трех-четырех суток ожидания машина заезжает в ворота, санитарный врач просто открывает двери грузовика и беглым взглядом осматривает товар. По словам поставщиков, большая его часть на самом деле к реализации уже непригодна. Однако «досмотр окончен», машину закрывают и отправляют. 

Но даже и такой ускоренный процесс не спасает положения. Раньше Москва, говорят эксперты, за день пропускала по 400-450 машин с плодоовощной продукцией. На оформление одной фуры уходило три часа. Сегодня усилиями подмосковных таможенников через посты в день проходит 70-80 машин. А ожидание длится сутками. 

По словам Алексея Афанасьева, достоверных цифр того, какая часть «скоропорта» попросту сгнила, ожидая очереди на таможне, пока нет. Ведь груз, прошедший «растаможку», поступает не напрямую на прилавок, а на оптовую базу, где «неликвид» должен отбраковываться. 

О потерях можно судить лишь по некоторым косвенным данным. Скажем, Афанасьев отметил, что ежедневные поставки мяса в столицу с начала марта сократились более чем на 50%. Эксперт ожидает, что то же в ближайшее время случится и с плодоовощной и молочной продукцией. Мало того, ситуация может усугубиться, поскольку, как утверждает Алексей Афанасьев, на подмосковных постах уже наблюдается «лавинообразный эффект». К фурам, не прошедшим оформление вовремя, на следующий день добавляется еще 200 машин, назавтра — еще 200, и так каждый день. 

У города есть свой запас продуктов, но его ресурсы быстро истощатся 

Поставщики утверждают: уже в ближайшее время новая система работы таможни приведет к снижению качества и сужению ассортимента продуктов питания, поставляемых на прилавки столичных магазинов. Но московские власти пока предпочитают комментировать ситуацию в спокойных тонах. 

Пресс-секретарь Департамента продовольственных ресурсов Москвы Леонид Ивакин рассказал The New Times, что «сожалеет о том, что закрыли московские таможни». Однако, по его словам, у города есть свой возобновляемый запас продовольствия, поэтому не стоит опасаться, что продуктов не хватит. 

Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что запасы эти отнюдь не бездонны. В феврале первый заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой заявил, что запасов мяса в мегаполисе хватит на 1,5 месяца, рыбы — на 2 месяца, масла — на 1 месяц. 

По мнению генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, сокращение продуктового ассортимента из-за таможенных проблем вполне реально, более того, это может стать поводом для очередного повышения цен на продукты. 

По словам главы Департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, сейчас в московских магазинах реализуется импортное продовольствие в основном из запасов, закупавшихся еще по «докризисным» ценам. Однако подорожание импорта неизбежно. Помимо роста доллара и евро теперь на цены будут влиять и таможенные риски

1nsk