Нефтяные компании наживаются на бензине

“На дворе экономический кризис, нефть дешевеет, а бензин и не собирается! - возмущаются автовладельцы. - В США средняя стоимость бензина составляет, если перевести на наши реалии, около 14 рублей за литр. У нас около 23 рублей! Почему?” Ответ прост: нефтяные компании хотят получать заоблачную прибыль.

“На дворе экономический кризис, нефть дешевеет, а бензин и не собирается! — возмущаются автовладельцы. — В США средняя стоимость бензина составляет, если перевести на наши реалии, около 14 рублей за литр. У нас около 23 рублей! Почему?” Ответ прост: нефтяные компании хотят получать заоблачную прибыль.

Себестоимость производства бензина в России, включая разного рода “административные” издержки, составляет процентов 10-15 от его розничной цены. То есть порядка 2-3 рублей за литр. Это, конечно, средняя температура по больнице, хотя большинство экспертов называют примерно такую цифру. Откуда берутся еще 20 рублей? Примерно половина — это налоги: на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциз, НДС, прибыль. Кстати НДПИ сильно зависит от мировых цен на нефть, и в последнее время правительство этот налог существенно снизило. 

Остальные рублей 10 — чистая прибыль продавцов. Такой наглой, почти стопроцентной наценки нефтяники не позволяли себе, кажется, никогда. Сейчас оптовая цена 95-го составляет порядка 12 тысяч рублей за тонну. Чтобы залить его в бак, нужно выложить почти в два раза больше. К примеру, в конце 2006 года за ту же тонну оптовик просил около 15 тысяч, а в рознице литр стоил 18-19 рублей. Что называется, почувствуйте разницу. 

И, действительно, какое-то время наценка на бензин во всей цепочке от производителя к потребителю составляла весьма скромную по меркам отечественного бизнеса цифру — процентов 25-30. Основную прибыль нефтяникам удавалось получать от экспорта, где объемы были несравнимы с российскими. 

Все изменилось с падением мировых цен. Сейчас у нефтяников осталась одна “золотая жила”: торговля внутри страны. Корреспондент “МН” обзвонил несколько крупнейших компаний, но там говорить на эту тему не стали. Это понятно: руководство страны не раз призывало нефтяных баронов умерить аппетиты. И признаваться в том, что идут вразрез с “линией партии”, они не хотят. 

Конечно, бизнес есть бизнес, и если есть возможность заработать, то почему бы это не сделать. Тем более, похоже, нефтяники не врут, говоря о том, что экспорт для них стал убыточным. 

Как объясняет Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, с тонны экспортной нефти компании раньше получали в среднем 100 долларов прибыли. Это зависело не от цен на нефть, а от расчета экспортной пошлины. А она рассчитывается по сложной формуле. И с осени 2008 года убытки компаний от экспорта нефти составляли примерно 50 долларов с тонны. 

Хотя жалеть нефтяников язык как-то не поворачивается. Все последние годы доходы отрасли зашкаливали, и при этом наши компании умудрились набрать на десятки миллиардов долларов западных кредитов. К тому же именно нынешние нефтяные бароны выстроили крайне монополизированную систему. 

Как объяснил Танкаев, “более 90% розничной торговли моторными топливами в России контролируют так называемые вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК)”. Проще говоря, это и есть все наши нефтяные “монстры”, названия которых у всех на слуху. У них работает модель “от скважины — до АЗС”, и нет принципиальной разницы, где будет получена основная прибыль — при розничной торговле или оптовой. Все равно деньги идут в один карман. 

Еще часть продаж идет через “джобберов” — компании, работающие под маркой ВИНК на основании договоров коммерческой концессии и владельцев АЗС, сохраняющих независимость. Но и они вынуждены покупать нефтепродукты у ВИНК. Поэтому “монстры” могут контролировать их розницу через оптовые цены. Конечно, у “независимых” цены несколько ниже. Но разница не столь существенна. С одной стороны, предприниматели не собираются терять прибыль. С другой — не хочется раздражать низкой ценой поставщика. За демпинг он может лишить бензина, и тогда бизнес накрылся. 

Можно, конечно, включить административный ресурс, и цены снизятся мгновенно. Но власти это, похоже, не нужно.

1nsk