Разрешение на взлет

В декабре 1918 года в Москве был организован центральный аэрогидродинамический институт – ЦАГИ. Сейчас здесь работает одна из крупнейших в мире трансзвуковых аэродинамических труб, в которой испытывались макеты космопланов "Спираль" и "Буран".

История этого института – история отечественного авиастроения. Именно здесь Андрей Туполев разработал первый цельнометаллический самолет АНТ-2. До этого воздушные машины были в основном деревянными. А конструктор Черемухин создал первый вертолет. Здесь работали Миль и Камов. Кстати, именно Камов и придумал слово «вертолет. И даже будущий основатель ракетной техники Сергей Павлович Королев был инженером этого института.

«Даже баллистические ракеты делались в ЦАГИ. Королев, Челомей, Янгель – все они паслись в ЦАГИ. Все испытания баллистических ракет, аппаратов, спутников — все это делалось в ЦАГИ», — говорит Георгий Бюшгенс, академик РАН, советник генерального директора ЦАГИ.

90 лет назад, в разгар гражданской войны, когда, казалось, совсем не до науки, вышло постановление правительства о создании Центрального аэрогидродинамического института, сокращенно ЦАГИ. Возглавил институт выдающийся русский инженер Николай Егорович Жуковский. Здесь учили летать все серийные самолеты: начиная от первых пассажирских лайнеров и заканчивая фаворитами современных авиасалонов, истребителями Миг-29 и Су-27. Благодаря уникальным летным характеристикам этих машин появились новые фигуры высшего пилотажа «Колокол» и «Кобра».

«Кобра» родилась в ЦАГИ. Оказалось возможным самолет забросить на очень большой угол атаки, до 180 градусов, он мог вообще на спину лечь», — рассказывает Георгий Бюшгенс.

Специальная гиперзвуковая аэродинамическая труба, ее построили для испытаний «Бурана». Этот летательный аппарат был уже не просто самолетом, а космическим многоразовым кораблем. Специалистам приходилось многое делать заново, воссоздавать условия полета в космосе. Модель «Бурана» нагревали до двух тысяч градусов, в несколько раз выше, чем на поверхности Солнца. Именно такие температуры испытывал корабль при прохождении плотных слоев атмосферы. Для защиты челнока разработали специальный «панцирь» — больше тридцати тысяч плиток, в основе которых тонкие волокна кварца, пришлось придумывать специальный плиткорез. Причем наклеивали плитки не беспорядочно, у каждой было свое место. В ноябре 88-го «Буран» стартовал в космос.

Интересно, что еще на заре создания «Союза», в начале 60-х, к спускаемому аппарату, в котором космонавты возвращаются на Землю, предлагали прикрепить вертолетный винт. Роторный, а иначе — вертолетный способ посадки, позволял приземляться почти с нулевой скоростью. Испытания проводились в ЦАГИ.

«Известно, что вертолет в режиме авторотирования может плавно опуститься на Землю, тем самым избежав удара. Конечно, эти идеи пытались приспособить и для космических спускаемых аппаратов. Но в силу ряда причин — аэродинамических, газодинамических — и вопросов безопасности, комфорта экипажа от этой идеи, в конечном счете, отказались», — сказал Сергей Чернышев, директор ЦАГИ.

Сегодня в ЦАГИ заканчиваются испытания нового отечественного пассажирского лайнера — Superjet 100. Самолет несколько лет подвергали безжалостным испытаниям. В специальных трубах модель продували мощнейшими воздушными потоками, скорость которых достигала тысячи километров в час. Самолет даже намеренно разрушали, чтобы определить прочность.

«Мы нагружаем все агрегаты до 100 процентов, выявляем ошибки, которые сделаны конструктором, и лечим эту конструкцию, чтобы она выдерживала стопроцентные нагрузки, и даем сертификат», — рассказал Георгий Замула, заместитель генерального директора ЦАГИ.

Один из проектов будущего – сверхзвуковой пассажирский самолет. Вместо привычных 8 часов полета по маршруту Москва-Камчатка время в пути сократится почти вдвое. Также на очереди — испытание корабля для космических туристов. Разработок много, но лишь в ЦАГИ дают окончательное заключение, кто получит право на полет.

1nsk