ВМФ России получит уникальную подлодку

Комиссия Северного флота констатировала успешное окончание очередного этапа испытаний новой российской субмарины «Дмитрий Донской». Перед тем как спуститься на боевое дежурство под воду, ей осталось пройти «тест на совместимость» с новым ракетным комплексом «Булава», предполагается, что это произойдет в следующем году. Крупнейший из когда-либо построенных подводных кораблей будет отличаться от зарубежных «коллег» рядом уникальных свойств.

Комиссия Северного флота констатировала успешное окончание очередного этапа испытаний новой российской субмарины «Дмитрий Донской». Перед тем как спуститься на боевое дежурство под воду, ей осталось пройти «тест на совместимость» с новым ракетным комплексом «Булава», предполагается, что это произойдет в следующем году. Крупнейший из когда-либо построенных подводных кораблей будет отличаться от зарубежных «коллег» рядом уникальных свойств.

Во вторник завершился предпоследний этап испытаний модернизированной атомной подводной лодки (АПЛ) ТК-208 «Дмитрий Донской», сообщила пресс-служба военного судостроительного предприятия «Севмаш».

Приемо-сдаточный акт об окончании запланированных на 2008 год работ по АПЛ был подписан комиссией Северного флота. На следующем этапе испытаний предусматривается продолжение отработки нового ракетного комплекса «Булава».

Тяжелый подводный атомный крейсер стратегического назначения (ТПКСН) «Дмитрий Донской» – это крупнейший из когда-либо построенных подводных кораблей. Субмарина является головной в проекте 941 «Акула».

Серия из семи подводных лодок этого проекта была заложена еще в 1976 году, но из-за Договора ОСВ-1 строительство их было ограничено шестью кораблями.

Можно констатировать, что кораблям проекта 941 по независящим от них причинам не слишком везло. У ВМС США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок — «Огайо» (Ohio), – относящаяся ко второму поколению (построено 18, из них четыре впоследствии были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»).

Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». Но за счет заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе шахтами с запасом места и сменными стаканами пусковых установок) на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I D-4. В то же время по количеству ракет, их дальности и числу РГЧ «Огайо» превосходят советские «Акулы» и российские «Бореи». Ракеты Trident II превосходят по точности и проектные возможности «Булавы», хотя были приняты на вооружение в 1990 году («Булава» по состоянию на ноябрь 2007 года еще только проходит этап испытаний).

Основное ударное вооружение «Акул» первоначально составляли 20 трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39 «Вариант» (индекс 3М65, код СНВ РСМ-52, по классификации НАТО – SS-N-20 Sturgeon).

Российской модификацией ракеты, не прошедшей весь комплекс испытаний, была Р-39УТТХ «Барк». В 1999 году принято решение ракеты этого класса заменить ракетным комплексом «Булава». Как известно, реально этих ракет на вооружении пока нет.

В результате корабли этого проекта, не порезанные на металл в рамках реализации совместной с США программы «Совместное уменьшение угрозы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» выведены из боевого состава в резерв, сейчас решается их дальнейшая судьба – утилизация или модернизация.

А здесь многое зависит от успеха испытаний «Дмитрия Донского». Первый корабль серии был модернизирован в рамках проекта 941УМ. По сведениям из открытых источников, тяжелый крейсер получил новую боевую информационно-управляющую систему (вместо «Омнибуса» на устаревшей элементной базе), усовершенствованную гидроакустическую станцию и, по некоторым сведениям, новые движители пониженной шумности. Благо резерв прочности, заложенной конструкторами в эту уникальную пятикорпусную субмарину, позволяет проводить глубокие модернизации оборудования.

В отличие от американских «одноклассников» типа «Огайо», предназначенных для несения боевой службы в теплом открытом океане, «Акула» скорее «морж». Эти РПКСН приспособлены для плавания в холодных арктических водах, на мелководье, где укрытием от всевидящего ока технической разведки служит толстый слой полярных льдов, не проницаемый ни для спутников, ни для радаров. Более того, по признанию конструкторов, длительное пребывание в воде с температурой выше плюс 10 градусов может навредить кораблю.

Судя по сообщению предприятия, где лодка проходила долгую, 12-летнюю модернизацию, за эти годы она не утратила своих ходовых и глубинных качеств, скорее даже приобрела новые. Теперь дело за ракетчиками. Если намеченные на следующий год испытания «Булавы» пройдут успешно, есть неплохой шанс, что тройка российских «Акул» еще долгие годы будет бороздить глубины полярных морей.

1nsk