Учителям не хватает общения

Успешно завершила работу IV конференция лауреатов Всероссийского конкурса учителей физики и математики Фонда «Династия», которая проходила в Обнинске с 29 июня по 4 июля. На конференцию приехали 245 учителей из Якутска и Казани, Камчатки и Петрозаводска, Новосибирска и Тамбова – всего из 70 регионов России.

Успешно завершила работу IV конференция лауреатов Всероссийского конкурса учителей физики и математики Фонда «Династия», которая проходила в Обнинске с 29 июня по 4 июля. На конференцию приехали 245 учителей из Якутска и Казани, Камчатки и Петрозаводска, Новосибирска и Тамбова – всего из 70 регионов России.
Как ни странно это звучит, но учителям, действительно, не хватает общения: с коллегами, с учеными, с профессорами из высшей школы, наконец, с чиновниками, принимающими решения. Такую редкую в наши дни возможность и предоставляет Фонд «Династия» своим лауреатам на ежегодных всероссийских учительских конференциях, которые собирают лучших учителей математики и физики со всей России и которые всегда проходят с неизменным успехом.
Все участники конференции – лауреаты конкурса 2008 Фонда «Династия» получили дипломы, памятные медали и гранты в размере 35 тысяч рублей. Кроме того, учителям были вручены сертификаты о повышении квалификации.
Программа конференции была чрезвычайно насыщенной. Самые высокие оценки получили две научно-популярные лекции «Загадка Патомского кратера» и «Физика на кухне», которые прочитали С.А.Язев, директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, и А.А.Варламов, профессор Римского университета.
Большим успехом пользовались мастер-классы по физике и математике. Полученную на них информацию, новый опыт учителя смогут использовать на своих уроках уже в новом учебном году. Особенно ценны на таких мероприятиях демонстрации физических экспериментов, ведь физика – наука экспериментальная. Так, в своем выступлении «Необычная роль обычных физических процессов» Л.А.Логинов, учитель физики Центра образования №109 г. Москвы, продемонстрировал работу терменвокса – музыкального инструмента, созданного Львом Терменом в 1919 году. Инструмент звучит при поднесении рук к антенне. При изменении расстояния от рук до антенны меняется емкость колебательного контура, и, соответственно, частота звука.
На конференции выступали не только приглашенные лекторы, известные ученые и популяризаторы науки, но и сами участники – учителя, которым есть что рассказать своим коллегам о собственных методических находках. Более всего лауреатам понравилось выступление учителя физики Б.Шокина «Черный ящик» о решении экспериментальных задач. Математики отметили выступление В.И. Рыжика «Непрерывный кризис школьного математического образования». Подавляющее большинство участников конференции считает, что докладов учителей должно быть как можно больше, ведь опыт коллег – это то самое ценное, за чем они приехали.
Проблемам взаимодействия средней и высшей школы была посвящена дискуссия, специальными гостями которой стали профессор А.И. Попов, первый проректор Московского энергетического института, профессор Н.Ф. Степанов, руководитель группы талантливых студентов «Физическая химия» МГУ, профессор МИСиС А.С. Медведев, С.К. Ландо, декан Факультета математики ГУ-ВШЭ, Д.Д. Гущин, преподаватель Петергофской гимназии и Учитель года РФ 2007. Несмотря на то, что большинство выпускников собравшихся учителей поступают в вузы без особых трудностей, проблемы преемственности школьного и вузовского образования все-таки существуют: это и разрыв между школьными стандартами и требованиями при поступлении в вуз, и отсутствие профориентации в школах, и слабые связи между школами и вузами. Да и профессора из высшей школы посетовали на то, что с каждым годом качество подготовки абитуриентов снижается. Впрочем, снижается и качество подготовки в самой высшей школе. Но это – звенья одной цепи. Главная претензия высшей школы – приходят дети, которые не умеют работать с книгой, то есть учиться, не умеют думать, поэтому им трудно. Есть еще одна проблема: абитуриенты не умеют сдавать экзамены, то есть психологически не готовы к такому испытанию. «На что обратить внимание нам, учителям, при подготовке ребят к поступлению в вуз?» – прозвучал вопрос из зала. «Научите детей учиться и думать, и этого будет достаточно», – ответил проректор Московского энергетического института А.И. Попов.
Учителям важно быть услышанными. Вот почему самые жаркие дискуссии разгорались в малых группах, организованных психологами. Именно здесь, в узком кругу, каждый имел возможность высказаться. Учителя высоко оценили этот формат коллективной деятельности, который невольно послужил толчком к самоорганизации. Итогом работы стало принятие лауреатами резолюции. «Молодой учитель» Кирилл Медведев (Лицей «Вторая школа», г. Москва) прямо на конференции организовал в Интернете виртуальное сообщество учителей физики и математики. На этой площадке дискуссия и обмен мнениями продолжаются и после конференции.

В этом году Фонд «Династия» учредил премию «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования». В Обнинске были названы имена трех учителей — лауреатов премии. Ими стали педагоги с многолетним стажем, многократные лауреаты Соросовских конкурсов и конкурсов Фонда «Династия», признанные методисты, безусловные мэтры своего дела: Юрий Лазаревич Слуцкий — учитель физики из Санкт-Петербурга, Роман Григорьевич Хазанкин — учитель математики из Белорецка и Александр Рафаилович Зильберман — учитель физики московского Лицея «Вторая школа». Лауреаты получили премию в размере 150 тысяч рублей и символический приз – бронзовое древо знания, оно же – символ Фонда «Династия».
Организаторы планируют в следующем году сделать это традиционное событие еще более ярким и эффективным. Все конструктивные идеи и предложения, высказанные участниками, будут взяты на вооружение. Пятая всероссийская конференция учителей физики и математики обязательно состоится следующим летом. Ведь конкурс Фонда «Династия» продолжается! Следите за объявлениями на сайте и присоединяйтесь к сообществу лучших учителей физики и математики России!
Организатор конференции — Фонд «Династия», созданный в 2002 году Д.Б. Зиминым. «Династия» — один из первых российских фондов, поддерживающих образование и науку в стране.
В 2008 году гранты Фонда «Династия» получают 250 студентов, аспирантов, молодых ученых (более 30 млн. рублей), 490 учителей (22 млн. рублей). 31,5 млн. рублей будет израсходовано на реализацию проектов по популяризации науки. Общая сумма денежных средств, направленных на поддержку отечественных науки и образования, развитие культурных и социальных связей в стране, составила за первое полугодие 2008 года 63 млн. рублей.
Подробная информация на сайте www.dynastyfdn.com

1nsk