В текущем году в этот день в Новосибирске пройдет ряд мероприятий, посвященных этой дате.
Сначала мероприятия пройдут в школе № 211 Калининского района. В нем примут участие около 300 детей.
Для ребят подготовлена праздничная кругосветка, конкурсы, викторины, концерт, посвященный этому дню и, конечно, подарки и сувениры от Госавтоинспекции Новосибирска.
А в 14 часов будет организована экскурсия к памятнику светофору в Центральном районе Новосибирска. Там желающие смогут узнать об истории возникновения дорожного регулировщика, о тех изменениях, которые он претерпел со временем и о том, почему в Новосибирске появился памятник светофору.
Светофор — устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов, трамваев, троллейбусов, автобусов и иного транспорта. Используется во всех странах мира.
Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель — Джон Пик Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов.
Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США. В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).
5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная компания установила на перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.
В 1920 году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретений были, соответственно, Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.
В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов). А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.
В середине 1990-х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться массово.
Первый в России памятник светофору расположен в Центральном округе Новосибирска. Памятник представляет собой скульптурную композицию в виде постового, который приветствует светофор. Он находится на пересечении улиц Сибревкома и Серебренниковской возле старейшей в городе школы № 12.
В этом месте в 40-х годах ХХ века был установлен один из первых светофоров в Новосибирске. Это был трёхсекционный электрический светофор с ручным переключением. Размещение первых светофоров рядом с образовательными учреждениями происходило по распоряжению городских властей с целью повышения безопасности школьников.