Сегодня в России отмечают День пивовара

День пивовара, главный отраслевой праздник отечественных производителей пива, в 2012 году отмечается 9 июня
 История пивоварения в России
 День пивовара, главный отраслевой праздник отечественных производителей пива, в 2012 году отмечается 9 июня.
Первые упоминания о пиве были найдены во время раскопок Древнего Новгорода, когда обнаружились берестяные грамоты. В одной из них нашли упоминание о так называемом переваре — хмельном напитке из меда и пива. Крестьяне преподносили его в качестве уплаты дани за пользование землей наряду с солодом и хмелем.
Первое упоминание о пиве в царских указах датируется периодом правления Ивана III (1462‑1505), когда он запретил варить пиво всем желающим и закрепил это право за государством.
В царствование Ивана III, наряду с хлебным вином, пиво начали подавать в кабаках.
Борис Годунов (1598‑1605) запретил варить пиво «средним и молодшим» людям. С солода, хмеля и меда бралась «брашная» пошлина.
Алексей Михайлович (1645‑1676) позволил варить пиво крестьянам несколько раз в год — в Великий день, Дмитриевскую субботу, на Масленицу, на Рождество Христово.
При Петре I (1682‑1721) пиво считалось важнейшим лекарством против цинги, и для создания новых сортов и технологий из Европы были выписаны лучшие пивовары. При Александре I (1801‑1825) разрешили продавать пиво на вынос, т.е. пиво вышло в розничную продажу.
В 1775 году, в эпоху Екатерины Великой, в Санкт‑Петербурге Абрахамом Фридрихом Кроном был основан пивоваренный завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 миллиона литров пива.
В конце XVIII века Петром Казалетом был основан Калинкинский пивоваренный завод, который специализировался на выпуске лучших, элитных сортов пива.
В 1863 году был учрежден пивоваренный завод «Бавария» российско‑баварского пивоваренного общества, ставший поставщиком двора Его Императорского Величества; в 1872 году основан российско‑австрийский завод «Вена»; в 1876 году ‑ завод «Славянский», переименованный в 1886 году в «Новую Баварию».
На рубеже XVIII‑XIX веков на первый план вышли московские пивоварни, которых было более двухсот. В отличие от крупных заводов Санкт‑Петербурга московские пивоварни были небольшими частными.
К концу XIX века примерно треть заводов была оснащена паровыми машинами, а затем некоторые из них стали пользоваться и электричеством. После 1880 года, в связи с увеличением акциза, объем пивоварения уменьшился. Отчасти сказалась и узость рынка сбыта. Пиво потребляли в основном горожане и рабочие фабрик в сельской местности. Крестьяне же предпочитали покупать водку.
Антиалкогольная кампания начала XX века, которая развернулась в государственной Думе и в печати, привела к ограничению продажи пива.
Удар по заводскому пивоварению был нанесен Первой мировой войной с закрытием как винных, так и пивных лавок. В свою очередь, это привело к неучтенному домашнему пивоварению и развитию кормчества (незаконной продажи напитков с рук) и самогоноварения.
События, последующие за Первой мировой — революция и Гражданская война, также приостановили на время развитие отечественной пивной промышленности. 
После Гражданской войны стали восстанавливаться фабрики и заводы, в том числе и пивоваренные.
1 января 1928 года был введен первый стандарт для пива — ОСТ 61‑27. Согласно этому общесоюзному стандарту пиво варилось четырех сортов: «Светлое пиво №1» (плотность 10,5%, крепость 2,9% весовых) характеризовалось ясно выраженным хмелевым вкусом; «Светлое пиво №2» (11% на 2,9%) — сочетание солодового и хмелевого вкуса; «Темное пиво» (12% на 3%) — с ясно выраженным солодовым вкусом и «Черное пиво» — имело при 13% плотности крепость всего 1%.
В начале 1936 года были разработаны и внедрены в производство новые сорта пива: в том числе светлые — «Жигулевское», «Русское», «Московское», «Ленинградское»; темные — «Украинское», «Мартовское», «Карамельное», «Портер».
Кроме вышеперечисленных сортов производилось пиво «Полярное», «Союзное», «Волжское» и «Столичное».
В последующие годы «Русское» пиво получило название «Рижское»; сорт «Карамельное» был заменен на «Бархатное».
В конце 1950‑х годов появились новые сорта пива: светлые — «Освежающее», «Казанское», «Двойное золотое», «Невское», «Исетское», «Столичное», «Самарское»; темные — «Легкое», «Останкинское», «Таежное», «Магаданское».
Также были добавлены сорта «Рижское оригинальное», «Московское оригинальное», «Ленинградское оригинальное» — от обычных «Рижского», «Московского» и «Ленинградского» они отличались применением сырья только высшего качества и более длительным дображиванием.
В конце 1960‑х годов во всех союзных республиках стали производить так называемые «национальные» сорта. Республиканский стандарт РСФСР включал следующие сорта: светлое пиво — «Российское», «Славянское», «Адмиралтейское», «Донское Казачье», Нижегородское», «Наша марка», «Норильское», «Клинское», «Петровское»; светлое оригинальное пиво: «Рижское оригинальное», «Московское оригинальное», «Ленинградское оригинальное»; светлое специальное пиво: «Казанское», «Самарское», «Невское», «Двойное золотое», «Исетское», «Праздничное», «Юбилейное», «Москворецкое»; темное пиво: «Останкинское», «Ладожское», «Новгородское».
Очередной удар по отрасли нанес распад Советского Союза.
Новое развитие отрасль получила с приходом иностранных инвесторов. В 1992 году скандинавский консорциум пищевых компаний Baltic Beverages Holding (BBH) купил контрольный пакет акций пивоваренного комбината «Балтика».
В начале 1990‑х годов финская компания Sinebrychoff AB (с 1997 года принадлежит датскому холдингу Carlsberg Breweries AG, владеющему и другим известным скандинавским брэндом ‑ Tuborg) стала крупнейшим акционером пивоваренного завода «Вена» в Санкт‑Петербурге и поспособствовала появлению пива «Невское».
Почти одновременно с BBH в Россию пришла бельгийская компания Interbrew. Interbrew, которая производит классическое бельгийское пиво Stella Artois, и теперь эта марка широко известна в России — наряду с «Клинским», «Толстяком» и «Сибирской короной».
После кризиса 1998 года на российский рынок пришли сразу несколько крупных зарубежных инвесторов. Международная компания South African Breweries (сокращенно SAB, а ныне ‑ SABMiller) выпустила на российский рынок пиво Staropramen, Holsten, Miller Genuine Draft, «Золотая бочка».
В 1999 году на юге Москвы открылся завод «Пивоварни Москва‑Эфес», владельцем которого является турецкая компания Аnadolu Group of Breweries. В результате российский потребитель получил два новых бренда ‑ Efes Pilsener и «Старый мельник». С 2003 года на «Пивоварнях Москва‑Эфес» приступили к лицензионному производству немецкого пива Warsteiner.
В том же 1999 году петербургская компания Bravo International начала выпуск пива «Бочкарев», а затем — баварской марки Lowenbrau Original (по лицензии). В настоящее время пивное производство Bravo International принадлежит голландскому концерну Heineken.
В 2006 году на рынке появился новый игрок ‑ «Московская Пивоваренная Компания» с заводом в подмосковных Мытищах. На данный момент завод МПК выпускает собственные марки — «Жигули», «Моспиво»; лицензионные — Oettinger, Faxe, Breznak, Cervena Selka, Orangina, Coors Light, Bear Beer, а также импортные марки, такие как Budweiser Budvar, Erdinger, Bitburger, Radeberger, Clausthaler, Bombardier, Perrier, Vittel, San Pelligrino, Pago и другие.
Свою нишу на рынке заняли и другие отечественные марки пива — продукция компаний «Пивоварни Ивана Таранова», Tinkoff и других.
В 2011 году число действующих пивоваренных производств в России составило 561, среди них крупных производств — 40; средних — 76; промышленных мини‑пивоварен — 263; ресторанных пивоварен — 182.
Производство пива по итогам 2011 года составило 980628 тысяч дал (1 дал равен 10 литрам).
1nsk