Обезболивающие будут отпускать только с визой врача

Евгений Брюн считает, что ограничение свободной продажи лекарств с кодеином снизит употребление самодельных наркотиков

Громкое заявление сделал вчера главный нарколог страны Евгений Брюн. По его утверждению уже с середины будущего года все кодеиносодержащие лекарства — а это практически весь спектр болеутоляющих препаратов, по решению минздравсоцразвития будут отпускаться только по спецрецептам.


По словам Брюна, это вынужденная мера. Дело в том, что кодеиносодержащие препараты, такие, как седалгин, коделак, пенталгин, и многие другие стали весьма популярны среди наркоманов. Они используются для изготовления в домашних условиях «наркотика для бедных» — дезоморфина. Его еще называют «крокодилом».

 

— Почему кодеиносодержащие препараты популярны при изготовлении наркотиков? Ответ на этот вопрос достаточно простой — когда нет денег, а хочется кайфа, человек изобретает способы получить наркотик обходным путем. В Москве, в силу экономической ситуации, случаи использования дезоморфина единичны. Но недавно я был в Коми, и там «крокодил» лидирует среди наркотиков, — заявил главный нарколог.

 

По информации госнаркоконтроля, если пять лет назад незаконный оборот дезоморфина регистрировался на территории 19 областей и регионов, то сегодня правоохранители уже в 67 субъектах Федерации чуть ли не килограммами изымают эту отраву.

 

Тревога медиков понятна: дезоморфин убивает наркомана гораздо быстрее героина, за два-три года. Эта отрава из-за дешевизны постепенно вытесняет с «черного рынка» и героин, и кокаин. Кстати, не так давно кодеиносодержащие сиропы от кашля были очень популярны в южных штатах США. Техасский музыкальный жанр «южный рэп» сформировался под их влиянием. Основатель жанра DJ Screw умер в 2000 году в возрасте 29 лет от передозировки кодеина.

 

Казалось бы, чего тянуть, надо немедленно переходить на отпуск кодеиносодержащих лекарств как во времена СССР — по рецептам с красной полосой строгой отчетности.

 

Но не все так просто. Дискуссия в обществе по принятию таких мер была довольно бурной. И продолжается до сих пор.

 

Ведь почти треть россиян — около 40 миллионов — имеют в своих домашних аптечках кодеиносодержащие препараты. Многим только они помогают избавиться от той же головной боли. Но они же не злостные наркоманы.

 

— Почему мы закрываем на рецептурный отпуск эти препараты летом следующего года, а не сейчас? В медицинских целях эти препараты принимают миллионы граждан, если они все сразу пойдут за рецептами, медицина может остановиться, учитывая, что в некоторых местах недокомплект персонала в поликлиниках составляет до 50 процентов, — заявил Евгений Брюн.

 

Однако справедливости ради надо сказать, что в ведомстве сейчас разрабатываются различные варианты решения этой проблемы. Ведь многих страдающих от болей людей весьма волнует вопрос: а что им делать в случае начала болезненного приступа? Бежать в поликлинику и сидеть часами в очереди, чтобы получить спасительный рецепт? Но он наверняка будет выписан на строго ограниченное количество лекарства. Ведь даже сейчас действует правило, когда в аптеках должны отпускать в одни руки не больше двух упаковок того же седалгина. Другое дело, что зачастую это правило не соблюдается. И наркоман спокойно набирает нужное себе количество таблеток для «кайфа». Но почему при этом должны страдать действительно больные люди, которых только подобное лекарство и спасает от мучительных болей? Пока ответить на эти вопросы в минздравсоцразвития не торопятся. Брюн считает, что рецептурная мера может сократить употребление смертельного «крокодила» среди наркоманов.


По его словам, в школах до 13 процентов старшеклассников вовлечены в употребление наркотиков.

 

 

1nsk