В Новосибирске на помощь дорожникам приходит лазер

Прибор достаточно прост, а вот задачи выполняет сложные

Лазерный сканер в помощь дорожным службам.

В Новосибирске качество асфальта стали проверять новым способом. Прибор достаточно прост, а вот задачи выполняет сложные. За считанные минуты он может выявить огрехи дорожников и выдать все параметры уложенного полотна. 

Четырехметровые полосы свежего асфальта укладывают на Каменскую магистраль. Это одна из главных улиц города, здесь всегда напряжённое автомобильное движение, и у дорожников нет возможности даже на минуту перекрыть трассу. Поэтому по новой, еще горячей дороге сразу же проезжают автомобили.

Работать в таких условиях крайне неудобно — вереница машин двигается буквально в сантиметрах от катков, и водителям массивной техники приходиться следить не только за качеством своей работы, но и за безопасностью на дороге. Времени на перерыв у дорожников нет, в этом году на ремонт автотрасс из федерального бюджета Новосибирску выделены рекордные миллиард четыреста миллионов рублей. И превратить эти деньги в почти триста километров нового асфальта нужно успеть до наступления осени.

— Как качество?
— Качество асфальта? Хорошее!
— А ровность, бугров не будет? 
— Нет, не будет.

В такой уверенности усомнились те, кто уже проехал по отремонтированным улицам. Бугры остались видны и невооружённым глазом, однако аспиранты геодезической академии решили указать дорожникам на ошибки с помощью лазерного сканирования.

«На развёртывание минут пять уходит, и минута, чтобы перенести, поставить и запустить», — говорит аспирант геодезической академии.

Дорожный сканер чем-то напоминает профессиональную телекамеру на штативе, но вместо кассет и объектива здесь компьютер и лазерный дальномер. Он сканирует участок трассы длиной до трёхсот метров. По словам геодезистов, «внутрь дороги теперь можно заглянуть, не вскрывая асфальта».

«Толщину слоя получим, ровность поверхности, уклоны получим. Вот, здесь, кажется, всё красиво внешне, но почему-то через год всё превращается в известную нам дорогу», — говорит проректор академии по инновационной работе Владимир Середович.

После обработки данных можно заметить, что в некоторых местах трассы полосы асфальта уложены неровно, и на новой дороге уже появились так называемые «ступени».

«И вот здесь мы наблюдаем колейность, то есть мы видим, что асфальт идёт волнами», — отметил специалист.

Специалисты новосибирской мэрии, отвечающие за ремонт дорог, результатами сканирования оказались неприятно удивлены: «Ну, улицу Ватутина мы не принимали еще у подрядчика, и решили, что нужно переходить от измерительных приборов к компьютерному контролю строительства дорог».

Начальник управления благоустройства мэрии Новосибирска Валерий Жарков: «На пяти улицах в этом году мы проведём сканирование до ремонта и после ремонта. Сопоставим данные, и посмотрим, что нам подрядчик скажет».

Случаи, когда строители возвращаются на объекты, в Новосибирске далеко не редкость. На одной из улиц, к примеру, не закатанной в асфальт осталась целая траншея. Но с появлением сканера контроль над ремонтом дорог в полутора миллионном городе станет намного жестче.

1nsk