Православные в это воскресенье просят друг у друга прощения

В 2010 году на Прощеное воскресенье перенесено также празднование Сретения Господня, которое должно было отмечаться в понедельник.


 


 


 


14 фев — РИА Новости, Ольга Липич. Православные христиане в последний день масленичных гуляний, перед началом Великого поста, который в этом году начинается 15 февраля, собираются в храмах и просят друг у друга прощения, поэтому воскресенье, завершающее масленицу, именуется Прощеным. В 2010 году на Прощеное воскресенье перенесено также празднование Сретения Господня, окторое должно было отмечаться в понедельник.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как сообщила его пресс-служба, по случаю Сретения — одного из 12 главных церковных праздников — возглавит утром, в 9.30 мск, Божественную литургию в кафедральном храме Христа Спасителя, а вечером, в 17.00 мск, в ознаменование начала поста совершит в этом же храме вечерню с чином прощения.


Прощение


В Прощеное воскресенье после вечерни во всех православных храмах священнослужитель от имени верующих читает молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная с патриарха, просит прощения у всех людей, находящихся в храме, а миряне просят прощения у духовенства и друг у друга.


Обычно один человек говорит: «Прости меня!», а другой отвечает: «Господь тебя простит, и я прощаю. И ты меня прости!». Считается, что таким образом выражается надежда на прощение Божие и сбрасывается груз человеческих обид.


«Безусловно, этот чин не для того, чтобы люди только один раз в году просили у Бога и друг у друга прощение. Мы призываемся приносить покаяние и просить прощение каждый день», — сказал РИА Новости глава пресс-службы патриарха священник Владимир Вигилянский.


По его словам, чин прощения — это «церковное напоминание как раз для нашего падшего мира».


«Чтобы мы вошли в период Великого поста и ожидания дня Пасхи очищенными. Это необходимый шаг, чтобы вступить в период поста», — сообщил священнослужитель.


По традиции, в это воскресенье верующие просят прощения и у всех своих домочадцев и знакомых — чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних.


«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — сказано в Евангелии от Матфея.


Обычай взаимного прощения перед началом многодневного поста сложился еще в первые века христианства. В египетских обителях подвижники собирались вместе, молились, просили друг у друга прощения и уходили в пустыню. Некоторые из них уже не возвращались.


Пост


Сорокадневный Великий пост является основным из четырех многодневных постов и связан с евангельским преданием о том, как Господь 40 дней постился в пустыне. Сразу после Великого поста наступает постная Страстная неделя — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях.


Пост, или говение, — это отказ не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений. Это время покаяния, раздумий и усердных молитв.


Цель любого поста — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста так же грешно, как пить вино или есть мясо. Лучше оскоромиться, чем в гордыне и самомнении гнушаться общением с близкими, нестрого соблюдающими пост.


«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», — говорится в Евангелии от Матфея.


Святые отцы церкви, рассуждая о соблюдении телесных постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами».


В России еще с дореволюционных времен от поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, военные, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они особенно строго соблюдали духовный пост, воздерживаясь от развлечений, и на исповеди приносили покаяние в нарушении поста.


Во время поста с понедельника по пятницу в храмах не служится Божественная литургия (кроме праздника Благовещения), но по средам и пятницам совершается особенная литургия — Преждеосвященных Даров, на которой говеющие прихожане могут причаститься.


Обычно верующие посвящают одну из шести недель поста (чаще всего первую) особенно усердному его соблюдению и регулярному посещению церкви, после чего в субботу или воскресенье исповедуются и причащаются.


В течение всего Великого поста Православная церковь призывает верующих воздерживаться от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе и в составе различных блюд. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля, в этом году уже после Пасхи) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в этом году 28 марта). А в Лазареву субботу (в этом году 27 марта) постящимся можно есть икру.


В Прощеное воскресенье последний раз перед Великим постом употребляется скоромная (непостная) пища, за исключением мяса, от которого православные отказываются уже с начала Масленицы.


В храмах гасятся светильники, что усиливает молитвенно-покаянный дух. Священнослужители облачаются в темные, фиолетовые одежды, соответствующие времени Великого поста.


Завершается Великий пост главным христианским праздником — Пасхой, Воскресением Христовым (в этом году — 4 апреля).


Сретение


Сретение ежегодно отмечается 15 февраля. Однако в этом году на 15 февраля выпадает первый день Великого поста, поэтому по Уставу РПЦ празднование переносится на ближайший непостный день, в этом году — на воскресенье.


Название праздника «Сретение» означает «Встреча». Поводом для его установления послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме.


Работая над переводом Священного писания с еврейского языка на греческий, он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы, и хотел исправить текст. Тогда ему явился святой Ангел и сообщил, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества.


На 40-й день после рождения младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному обычаю совершить благодарственную жертву Богу за рождение первенца. Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет, духовно узрел в младенце Спасителя, возблагодарил Бога за избавление от тягот земной жизни и умер.


Богословы толкуют Сретение (встречу) младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.


По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной. И если день выдавался солнечным, ждали оттепели, а если облачным — морозов.


К этому празднику приурочен День православной молодежи, который вот уже несколько десятилетий отмечается всем православным миром.

1nsk