Азы выживания: без крыши над головой долго не протянешь

В Новосибирске спасатели обучают молодых военных лётчиков, как вести себя в экстремальной ситуации




Даже птицы, бывает, замерзают на лету. А вот летающий человек обязан уметь выжить везде: и в небе, и в сугробе. В Новосибирске спасатели обучают молодых военных лётчиков, как вести себя в экстремальной ситуации.

Такого катапультирования и врагу не пожелаешь: Сибирь, глухая тайга, -30. Но если под рукой дымовые шашки, спички и нож, спастись можно, говорит Сергей Гарус. Он учит молодых летчиков из Челябинска, Сызрани, Краснодара азам выживания.

Сергей Гарус, начальник Поисково-спасательной парашютно-десантной службы: «Чтобы учить лётчиков, нужно сначала это испытать самому. Мы с моим другом – одному страшно было – на Обском водохранилище при минус тридцати проводили выживание. Остались на ночёвку на рыбалке, в обыкновенной палатке, которую можно сделать из того же парашюта, – и вот мы с ним спокойно выжили».

Им скоро за штурвал. Пилотировать истребители, бомбардировщики. Парить над непролазными дебрями часто придётся. А там мало ли что… После парашютирования главное… подымить – обозначить квадрат приземления. Это сигнал бедствия для всех, кто пролетает мимо. Пусть на занятиях вместо чащи елочки у казармы, а на улице всего-то около 20 градусов, некоторые невольно поёживаются.

Владимир Хлоян, выпускник Краснодарского летного училища: «У нас так по выживанию было: мы ездили в горы. Ездили летом. Там было тепло, нормально. А тут сейчас холодно уже. Поэтому тут посложнее будет».

Не околеть помогут «Пирамида», «Колодец» и «Нодья». Этот костёр горит дольше других. А между двумя такими очагами при несильном морозе можно даже спать. И всё же без крыши над головой, пусть и сделанной наспех из подручных средств, долго не протянешь.

Зимой спать в палатке нужно на животе, подстелив лапник. Только так можно не застудить себе спинной мозг.

Иначе о повторении подвига Алексея Маресьева можно забыть: не только ноги, но и руки отнимутся.

Новобранцы хоть и ловят каждое слово учителя, но, говорят командиры, должны в первую очередь уяснить одно: залог выживания – это ещё и сильный характер.

После крушения нужно заставить экипаж работать.
Только труд способен развеять дурные мысли о том, что за тобой никто не придет.


1nsk