Подземная лихорадка

Землетрясение на Южных Курилах заставило вспомнить о недавних землетрясениях в Сибири и вновь задуматься над их прогнозированием


Землетрясение на Южных Курилах заставило вспомнить о недавних землетрясениях в Сибири и вновь задуматься над их прогнозированием


Вечером 9 сентября в районе Южных Курил произошло землетрясение. «Землетрясение магнитудой 4,1 балла зарегистрировано в среду в 18:03 по сахалинскому времени (11:03 мск) в 80 км восточнее острова Шикотан в Тихом океане. В населенных пунктах Курил его не почувствовали», — сообщили агентству «Интерфакс — Дальний Восток» в пресс-службе ГУ МЧС по Сахалинской области со ссылкой на геофизическую службу Российской Академии Наук (РАН).

Это землетрясение — подводное колебание земной коры, произошедшее далеко от Сибирского федерального округа, как ни странно оказалось близко жителям Сибири. За последний год здесь произошло несколько землетрясений различной силы.

Одним из последних было землетрясение 27 августа на границе Бурятии и Забайкальского края. «Его эпицентр находился в 55 км западнее поселка Таксимо (Муйский район Бурятии — ИФ), подземные толчки в котором не ощущались», — сообщил Сибирский региональный центр МЧС.

В начале августа гораздо более сильные колебания земной коры были зафиксированы в Туве. До 7,7 баллов тряхнуло юго-восточнее столицы региона Кызыла в Каа-Хемском районе. По информации пресс-службы МЧС РФ, землетрясение произошло на глубине 10 км магнитудой 5,1 и силой в эпицентре 6-7 баллов. В Кызыле толчки были силой до 3 баллов. В районах республики работали восемь групп МЧС, но к счастью их помощь не потребовалась — ни жертв, ни разрушений не было.

Еще одно землетрясение произошло летом на Байкале. Сила толчков составила 4,9 балла. В Иркутске землетрясение прошло незамеченным, так как его эпицентр находился в средней части озера, в 250 километрах от города.

И еще одно незаметное для иркутян колебание земли было весной в районе поселка Зима, что в 245 километрах от города. Но и там магнитуда землетрясения была всего 2-3 балла.

Впрочем, список подземных ЧП в Сибирском федеральном округе можно продолжать. В марте силой в 5 баллов тряхнуло в 150 км юго-восточнее Красноярска, в Курагинском районе Красноярской области. В республике Алтай, в 14 км юго-восточнее населенного пункта Акташ в Улаганском районе, слабое землетрясение магнитудой около 3 баллов произошло в феврале. В этом же месяце в Бурятии было землетрясение силой 5,5 балла. Его эпицентр находился в Окинском районе республики, в 75 километрах к югу от населенного пункта Орлик.

И конечно многим памятно августовское землетрясение годовой давности, произошедшее в Иркутске. И хотя жертв не было, колебания земной коры все равно обошлись недешево бюджету области. Так, общий ущерб от всех ЧС в Иркутской области в прошлом году составил 159 млн рублей, причем на долю землетрясения пришлось 158 млн рублей.

К счастью, все эти колебания земли, произошедшие только за последний год, объединяет одно — в них серьезно не пострадал ни один человек. Во многом это объясняется не столько силой землетрясений, сколько удаленностью эпицентров от крупных населенных пунктов. Но их число заставляет беспокоиться: не зачастили ли землетрясения в сибирский регион?

«Чаще случаться они не стали, — пояснил Interfax-Russia.ru начальник геофизической службы Сибирского отделения РАН доктор геолого-минералогических наук Виктор Селезнев, — сейсмичность того или иного района примерно одинакова достаточно протяженное время. То есть, если есть район, где происходят землетрясения, то там они будут происходить и в последующем. Если же в том или ином районе землетрясений не происходит, то там они могут случиться только через очень длительное время».

Собеседник Interfax-Russia.ru уверен, что в ближайшие годы Сибирь ожидает еще не одно землетрясение. «В республике Алтай оно будет сильным и обязательно произойдет со 100% вероятностью — в этом районе идут геологические процессы, горообразование, — рассказывает Селезнев, — семибальные землетрясения будут и в Кемеровской области, и в районе города Камень-на-Оби Алтайского края». Геофизик подчеркивает, что опирается на долгосрочные прогнозы: то есть землетрясения в этих регионах обязательно будут и предполагаемой силы, но вот достоверно сказать когда, пока не возможно. «Но такой прогноз обязательно учитывается при проектировании и строительстве зданий и сооружений», — говорит начальник геофизической службы Сибирского отделения РАН.

Он признается, что прогнозировать землетрясения на два-три года науке пока еще не под силу. «В мире это удавалось сделать один-два, — говорит собеседник Interfax-Russia.ru. — Если учесть, что неудач было тысячи, то практически это можно списать на случайность. То есть не помогает ни густота сейсмостанций, ни количество денег, выделяемых на эти исследования».

После серии землетрясений в акватории Байкала российские ученые задумались над поиском других методов прогноза колебаний земной коры. Например, наблюдения показали, что в августе 2008 года концентрация гелия в озере резко упала, за день до толчков содержание этого газа в воде опять увеличилось до максимальной отметки, а после стихии все вернулось в норму. Так в Институте земной коры Сибирского отделения РАН родилась новая теория прогноза землетрясений.

«Однако эффект, который мы наблюдали в августе прошлого года, должен повториться, и не раз. Тогда можно утверждать, что теория работает», — пояснил Interfax-Russia.ru заведующий лабораторией сейсмогеологии Института земной коры Сибирского отделения РАН Валерий Имаев.

Новая теория, хотя и не подтверждена научно, уже обнадеживает тем, что сейсмологи пробуют найти альтернативу традиционному и не всегда эффективному использованию сейсмостанций в прогнозировании новых землетрясений. Вполне вероятно, что предстоящее землетрясение действительно воздействует на концентрацию химических соединений в воде и, измеряя эту концентрацию, можно достаточно точно предсказать, когда будет очередное колебание земли.


1nsk