Наступил еврейский Новый год

Накануне вечером для евреев во всем мире наступил праздник Рош ха-Шана - Новый год по иудейскому календарю, который ведет свой счет от Сотворения Мира. Наступивший год – 5769-й.

Накануне вечером для евреев во всем мире наступил праздник Рош ха-Шана — Новый год по иудейскому календарю, который ведет свой счет от Сотворения Мира. Наступивший год – 5769-й.

С его приходом еврейскую общину России поздравил президент России Дмитрий Медведев.

Счастливого и сладкого Нового года пожелал российским евреям Главный раввин России (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России – КЕРООР) Адольф Шаевич.

«Торжественность и значительность этого дня подчеркивают трубный звук Шофара, белые нарядные одежды, строгие и возвышенные молитвы. Тора повествует об этом дне как дне сотворения первого человека — Адама, шестом дне Творения», — говорится в его послании.

«Рош ха-Шана известен как День Памяти, День Суда, День Раскаяния и Исправления.

Святость этого дня связана с вынесением Всевышним приговора. Он может быть и благоприятен и суров. «Но раскаяние, молитва и благотворительность отменяют суровый приговор» — свидетельствуют тексты наших молитвенных книг», — отмечает раввин.

«Мы всегда будем помнить поучения Соломона Минора — одного из великих российских раввинов: «Что такое покаяние? Это не есть звук пустой, это не есть пустое слово: «грешен я!» и потом иди греши, -но деятельное исправление своего духа, своего сердца, образа своих действий, — дело трудное, требующее и силы воли и частых упражнений; вот почему учили нас мудрецы: степень нравственно исправленных выше степени от природы благочестивых», — сказано в обращении Адольфа Шаевича, пожелавшего своей пастве всегда следовать заповедям, данным Вс-вышним.

Главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России – ФЕОР) отметил в своем поздравлении иудеям страны, что в России сегодня «обеспечена полная свобода для всех народов развивать свою культуру, исповедовать свою религию».

«Многие тысячи молодых людей возвращаются к своим корням, к своей вере. Мы можем свободно чтить Бога, говорить на нашем языке, справлять наши праздники, жить еврейской жизнью», — отметил Берл Лазар.

Название праздника Рош ха-шана переводится с иврита как «голова года». Считается, что в этот день, который чаще называют «шестым днем творения», Бог завершил сотворение мира и создал первого человека — Адама.

В иудаизме Новый год празднуется с наступлением месяца тишрей два дня подряд и приходится на разные числа григорианского календаря. В 2008 году это 30 сентября и 1 октября. Однако торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, этой осенью — 29 сентября.

В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) вечером 29 сентября перед участниками новогодних торжеств выступил Берл Лазар, сообщает РИА «Новости». В программе вечера был концерт с участием мужского еврейского хора «Хасидская капелла» и чтение при зажженных праздничных свечах «молитвы года». Возглавил чтение известный кантор из Нью-Йорка раввин Шнеур Залман Баумгартен.

Сегодня утром, 1 тишрея (30 сентября), в синагогах возносится праздничная молитва «Шахарит», после чего собравшиеся трубят в ритуальный рог шофар и совершают обряд Ташлих, заключающийся в произнесении покаянных гимнов и молитв у водоема. В основу обряда легли слова Пророка Михея: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши».

Второго тишрея (1 октября) будет читаться еще одна праздничная молитва, после которой вновь раздастся голос шофара.

Еврейские мудрецы учат, что каждый год в Рош ха-Шана Бог вновь творит мир и человека в нем, что в этот день люди предстают перед судом Всевышнего, во время которого каждый должен дать отчет за минувший год, раскаяться в совершенных дурных поступках и тем самым вернуться к Богу. В молитве на Новый год говорится: «это день начала дел твоих и память о дне первом».

В этот день у евреев принято желать друг другу «хорошего и сладкого Нового года», а также — быть вписанными в «Книгу жизни».

«Наши мудрецы говорят: «Три книги раскрываются в день Рош ха-Шана: одна — содержащая весьма праведных, другая — весьма грешных, а третья книга содержит «средних». Весьма праведные тут же (в Рош ха-Шана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а судьба «средних» решится в Йом Кипур (Судный день)», — пояснил РИА «Новости» пресс-секретарь ФЕОР Даниил Яковлев.

Перед Рош ха-Шана в домах проводится «генеральная уборка», все старое и ненужное выбрасывается.

В новогоднюю ночь у евреев принято есть яблоки с медом — такое блюдо символизирует добрый и сладкий год, которого верующие и желают друг другу.

На праздничном столе присутствуют также: рыбья голова, гранат (содержащий, как считается издавна, 613 зерен — по числу заповедей в иудаизме), блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите или идише ассоциируется с добрыми событиями.

1nsk