Моряков на сухогрузе держали за рабов

Правоохранительные органы занялись расследованием дела о сухогрузе SS Ross, где таинственным образом при непонятных обстоятельствах гибнут моряки

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Использование рабского труда, повлекшее смерть» по факту гибели на сухогрузе SS Ross моряка Владимира Краевого. Корабль формально принадлежит иностранной компании Damelo group, но ее фактическими владельцами являются российские бизнесмены. В профсоюзе моряков утверждают, что за этой компанией уже давно тянется дурная слава: на ее судах при таинственных обстоятельствах гибнут и пропадают без вести моряки.

Поводом для уголовного дела стали многочисленные обращения в Следственный комитет моряков, работавших на сухогрузе SS Ross. Они рассказали о том, как их держали на судне в положении рабов, а также о таинственной гибели своего 63-летнего коллеги Владимира Краевого. Он работал на судне токарем с 17 июня 2011 года.

После проверки Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило по факту смерти моряка уголовное дело по редкой ст. УК 127.2 «Использование рабского труда, повлекшее смерть потерпевшего».

— В начале августа Краевой получил на судне травмы, однако медицинскую помощь ему никто не оказал, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. — Вместо того чтобы списать больного на берег, его заставили нести вахту. 8 августа он скончался на борту судна.

«Известиям» удалось пообщаться с одним из бывших моряков SS Ross. Житель Новороссийска Сергей Светоносов, который работал на судне вторым помощником капитана, утверждает, что жизнь на сухогрузе напоминала ад.

— Зарплату морякам не платили, экипаж постоянно испытывал перебои с продуктами и водой. Я 20 лет ходил в море, но теперь даже боюсь близко подходить к кораблям, — рассказывает «Известиям» Светоносов.

По его данным, реальными хозяевами SS Ross были россияне. Он рассказал, что после смерти Краевого моряки стали роптать на условия жизни и труда, а в декабре 2011 года в индийском порту Кандла экипаж обратился за помощью к инспекторам ITF (международная транспортная организация). Cудно было задержано.

Дальнейшая история напоминает детектив. Капитан Илья Бузин избил Светоносова за то, что тот посмел жаловаться, и запер моряка в каюте. 4 января 2012 года Светоносову и старпому удалось сбежать в Поданге. Они написали заявление в полицию и попытались связаться с консулом России в Джакарте Сергеем Карягиным.

Прилетевшие в срочном порядке из Владивостока представители компании Sea Service Shipping LTD господа Клоков и Бобров обманом вывезли моряков на самолете в Куала-Лумпур (Малайзия). К счастью, в аэропорту Куала-Лумпура россиянам удалось сбежать от своих провожатых и укрыться в стенах посольства России.

— После прилета в Россию я написал заявление в прокуратуру, однако мне пришел ответ, что судно ходит под иностранным флагом и на него российские законы не распространяются — говорит Светоносов. 

Свидетель избиения Светоносова — 52-летний механик Константин Удилов погиб при таинственных обстоятельствах на борту SS Ross 17 января 2012 года. Жена Удилова считает, что ее мужа убили.

Летом 2011 года моряки с SS VELES также взбунтовались и обратились в профсоюз Кандла (Индия), где судно арестовали. Клоков потребовал от моряков выплаты неустойки в $50 тыс. за простой судна. 14 сентября 2011 года один из недовольных моряков — Эдуард Бордаченко пропал без вести в Индийском океане.

«Известиям» удалось дозвониться до компании Sea Service Shipping LTD. Секретарь сообщила, что господин Клоков сейчас находится за границей, и переключила звонок на финансового директора Боброва. Однако он, узнав о сути вопроса, передал трубку своей подчиненной, которая якобы курирует это направление. По словам менеджера, их фирма не имеет отношения к судам SS VELES и SS Ross.

— Мы выступали только в роли оператора судна — находили для него грузы и не нанимали моряков, — заявила «Известиям» представительница компании. — Клоков у нас не работает, и я даже не знаю, кто это такой. А моряки, которые умерли или жалуются, по нашим данным, пьяницы и плохие работники.

В Российском профсоюзе моряков считают, что гибель людей на SS VELES и SS Ross не должна остаться безнаказанной.

— Все что творится на бортах этих судов — чистый криминал. Правоохранительные органы должны выяснить, что за люди стоят за фирмой, которая нанимает моряков, — говорит зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук.

Он считает, что морякам необходимо более тщательно проверять информацию о потенциальных работодателях.

1nsk