С 5 ноября в России вступают в силу поправки, которые серьезно меняют правила выдачи водительских прав.
Количество категорий водителей увеличится до десяти, впервые вводится разделение на тех, кто водит автомат и механику, а сдавать экзамены экстерном будет запрещено.
Меняются правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обяжут получать российские права. Как выяснила «Газета.Ru», подготовиться к нововведениям в правительстве не успели.
Федеральный закон, вносящий кардинальные изменения в закон «О безопасности дорожного движения», был принят в мае этого года. Он резко меняет процедуру обучения будущих водителей и саму классификацию транспортных средств в России.
Почти все поправки формально вступают в силу 5 ноября, однако на практике большинство изменений реально заработают только с 2014 года.
Автошколы заберут у ГИБДД часть полномочий
В соответствии с сентябрьским законом «Об образовании», автошкола получила статус обычного учебного заведения, которому для осуществления деятельности необходимо получать лицензию. Это существенно ужесточило требования к ним. Помимо медицинского кабинета и места для питания у автошколы должна быть четкая программа обучения и соответствующая ей материальная база. Выдавать лицензию будет ГИБДД после личного посещения организации инспектором.
Недавно МВД подготовило проект постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». В числе прочего оно определяет порядок экзаменовки будущих водителей. Сам документ пока не утвержден, но скорее всего правительство остановится именно на этом варианте – он и так уже был несколько раз переработан, а с его введением власти и так опоздали.
Предполагается, что по итогам обучения в автошколе учащийся получит свидетельство о профессии водителя, без которого в ГИБДД у него не будут принимать экзамены.
Сам порядок экзаменов, вопреки первоначальным предложениям, не изменится. От идеи разбить по времени сдачу теоретического экзамена и «площадки» от практической езды в городских условиях в итоге отказались.
При этом впервые предусматривается, что часть полномочий по приему экзаменов передадут самим автошколам. Речь пока идет всего о 30 учебных заведениях на всю Россию, оборудованных компьютеризированным автодромом. Ученики таких школ будут сдавать теоретический экзамен и «площадку» не в ГИБДД, а в своем учебном заведении. Таким образом, в Госавтоинспеции у выпускника примут только практический экзамен по езде в городских условиях.
Требования по качеству обучения в таких школах должны возрасти. Если выяснится, что процент тех, кто не сдал с первого раза, внутренние экзамены, слишком высок (30% для теории и 20% для «площадки»), выпускникам этих автошкол придется сдавать экзамены в ГИБДД наравне со всеми.
«На мой взгляд, ГИБДД вообще не должна иметь отношения к теоретическому экзамену и «площадке», — считает Владимир Чуков. – Их задача проверять уже подготовленных водителей в условиях реального движения. Надеюсь, передача полномочий автошколам с компьютеризированным автодромами, это только первый шаг в этом направлении. Хотя вряд ли таких школ будет много, ведь стоит
это оборудование очень дорого».
Эксперт отметил, что отказ МВД от «разноса» по времени первых двух экзаменов и «города» был очень правильным решением. «Для автошкол это была бы катастрофа, время обучения бы заметно выросло, цена тоже», — отметил Чуков.
Мигрантам дали отсрочку
С 5 ноября все водители-иностранцы, занимающиеся на территории России профессиональной деятельностью, должны были выходить на работу с российскими правами. В противном случае организацию, выпустившую в рейс такого водителя с национальными правами, планировалось штрафовать на 50 тысяч рублей. Авторы этой идеи отмечали высокое количество ДТП, совершаемых профессиональными водителями-мигрантами и зачастую их слабую водительскую подготовку. Например, многие сейчас вспоминают водителя-нелегала из Армении Грачью Арутюняна, который 16 июля этого года за рулем «КамАЗа» устроил в Подмосковье ДТП, в котором погибли 18 человек. После этого депутаты Госдумы заговорили о необходимости еще большего ужесточения закона для мигрантов.
Несмотря на это, сама Госдума в последний момент дала задний ход, и водителям-иностранцам дали отсрочку на полгода, до 14 мая. Именно с этого времени запрет для них и начнет действовать. Причина столь неожиданной поблажки для мигрантов стала техническая ошибка в тексте закона.
Дело в том, что сам запрет, требующей определенной законодательной подготовки, изначально и должен был заработать только с 14 мая 2014 года. Из-за того, в целом закон «О безопасности дорожного движения» вступает в силу с 5 ноября, в нем на этот счет прописана оговорка для советующего абзаца в тексте. Однако в ходе редакции закона, поправка о водителях-мигрантах оказалась в другом абзаце и, таким образом, попала в основной текст, который и вступает в силу во вторник.
Ошибку заметили совсем недавно. Чтобы успеть исправить ее до часа «Х», законодатели проявили завидную оперативность – быстро внесенные в Госдуму поправки были приняты и прошли все инстанции буквально за несколько дней в конце октября – начале ноября.
Если бы сделать это не успели, после 5 ноября система общественного транспорта во многих регионах России могла бы быть фактически парализована – по всей стране водителями автобусов и маршруток работают десятки тысяч мигрантов, которые не успели ничего поменять, и продолжают ездить по своим национальным правам. Так, в одном только Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 13 тысяч профессиональных водителей мигрантов. Получить российские права к 30 октября успели всего 25 человек.
Напуганные предстоящим запретом, даже в условиях полной неопределенности с процедурой замены прав, некоторые транспортные кампании начали самостоятельную переподготовку своих водителей. Их организованно направляли для сдачи экзамена в ГИБДД в обычном порядке, как и тем, у кого прав нет вовсе. При этом, как показали проведенные в ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области экзамены, подавляющее большинство иностранцев не смогли сдать теоретический экзамен с первого раза.
Кроме того, учитывая, что вводить новые правила изначально планировалось только через год, правительство не спешило готовить постановление, которое бы прописывало для водителей-мигрантов всю процедуру замены национальных прав на российские. Не удивительно, что к 5 ноября этот документ также оказался не готов – в правительстве сейчас продолжают над ним работать.
«Да, я хочу еще раз всех успокоить, что в части замены водительских удостоверений на документы российского образца срок исполнения с даты принятия составляет 1 год, поэтому у людей еще есть полгода, чтобы пройти соответствующие экзамены,
— рассказал «Газете.Ru» зампред комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак. – Сроки обучения, методика сдачи экзаменов и весь процесс исполнения этого закона должен быть прописан в постановлении правительства. Его пока нет, но думаю, документ появится скоро, и у водителей будет достаточно времени, чтобы с ним ознакомиться и к маю пройти все процедуры».