Реформа существующей системы техосмотра автотранспортных средств
необходима и назрела давно, но полная отмена контроля за техническим
состоянием транспорта недопустима, так как этот шаг приведет к
неизбежному росту ДТП на российских дорогах, считают федеральные судьи,
опрошенные Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ /
infosud.ru).
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил
к 1 июля этого года подготовить предложения о существенном упрощении
процедуры технического осмотра транспортных средств или о полной его
отмене.
Председатели судов общей юрисдикции, имеющие водительский стаж от 1,5
до 42 лет, согласны, что процедура техосмотра в ее нынешнем виде крайне
неудобна. Основные минусы, полагают респонденты РАПСИ, связаны с
очередями и взятками.
В то же время, по мнению председателей судов, пускать систему
технического контроля транспорта на самотек нельзя ни в коем случае:
общество не застраховано от недобросовестных водителей, а жизнь и
здоровье граждан не должны зависеть от уровня самосознательности
отдельного автомобилиста.
Источник опасности
Заместитель председателя Узловского городского суда Тульской области
Анатолий Заря напомнил, что автомобиль является источником повышенной
опасности, а его эксплуатация связана с риском для жизни и здоровья
граждан. «Неисправная машина кратно увеличивает вероятность такого
риска, поэтому техосмотр совсем отменять нельзя», — считает он.
Не поддержал идею отмены техосмотра и глава Ясногорского суда
Тульской области Андрей Попов, отметивший, что процедура ТО
«дисциплинирует водителей и спасает не одну жизнь».
Он пояснил, что перед техосмотром водитель готовит автомобиль,
проверяет сам или на станции техобслуживания работу основных узлов,
оценивает срок годности аптечки и огнетушителя. «Все это в комплексе
обеспечивает безопасность движения», — отметил Попов.
Опасность роста числа ДТП из-за отмены техосмотра также отметила и.о.
председателя Спировского суда Тверской области Татьяна Бабенко.
«Отмена обязательного техосмотра неизбежно
повлечет за собой увеличение числа транспортных средств как с явными,
так и со скрытыми техническими неисправностями и, как следствие, рост
числа ДТП. Сегодня не каждый водитель обладает уровнем знаний, который
позволил бы ему определить, в надлежащем ли техническом состоянии
находится его машина. И здесь ему может помочь именно технический
осмотр, выполненный квалифицированным специалистом. Ведь технический
осмотр — это не только устранение неполадок, это еще и профилактика», —
отметила Бабенко, это лучше, чем заниматься впоследствии оценкой ущерба после дтп.
Реформа назрела
В то же время все респонденты признали, что хоть контроль за
техническим состоянием транспорта и должен быть, но существующую
процедуру техосмотра надо коренным образом менять.
Из минусов существующей системы председатели судов отметили
неудобство прохождения процедуры, особенно очереди, а также сложившуюся
систему взяток за техталон.
«На мой взгляд, основными минусами являются неудобства существующей
системы оплаты госпошлины за ТО — терминалы сдачу не дают, в банке
очередь. И, конечно, главная очередь на саму процедуру ТО», — сказал
глава Ясногорского суда Тульской области Андрей Попов.
По мнению зампредседателя Узловского суда Тульской области Анатолия
Зари, дело даже не в неудобстве процедуры, а ее бессмысленности.
«Существующая система техосмотра не позволяла
реально контролировать техническое состояние автомобиля. И получилось
так, что автомобиль имеет талон ТО, но практически техосмотр не
проходил. Никто не отвечал за выполненную-невыполненную работу, а проще
ее было и не делать. Купить техталон — не проблема», — отметил Заря.
Председатель Омского областного суда Владимир Ярковой вообще считает,
что «техосмотр в том виде, в каком он сегодня существует, является
формальностью». «Никаких минусов в его отмене я не вижу», — добавил
Ярковой.
Ввести ответственность
Любое действие должно порождать ответственность, поэтому
целесообразно отдать техосмотры сервисным центрам, при этом возложив на
них обязанность отвечать перед законом за каждую машину, в случае ее
попадания в ДТП, считает замглавы Узловского суда Тульской области
Анатолий Заря.
«Выведение ТО из структуры МВД — это правильное решение. Техосмотр
необходимо было давно вывести из госструктуры и передать право на ТО
сервисным центрам производителей автомобилей, которые будут нести
ответственность за выполненную работу», — полагает он.
Заря напомнил, что водитель не может управлять автомобилем, если его
гражданская ответственность не застрахована (полис ОСАГО), точно также
он не имеет права эксплуатировать автомобиль без талона техосмотра.
«В настоящий момент, если ответственность при ДТП, в том числе и по
причине неисправности автомобиля, несет страховая компания, то
организация, проводившая ТО, освобождена от нее. Если «привязать»
ответственность техцентров, выдающих талоны техосмотра, к их гражданской
ответственности, то в случае ДТП по причине технической неисправности
автомобиля, прошедшего ТО и имеющего талон, отвечать перед другой
стороной будет нести не только страховая компания по ОСАГО, но и этот
сервисный центр», — считает зампредседателя суда.
В свою очередь глава Омского областного суда Владимир Ярковой уверен,
что эффективной мерой в борьбе с неисправными машинами на дорогах
станет ужесточение административной ответственности, в том числе за
нарушение правил эксплуатации транспортного средства.
«На сегодняшний день размеры штрафов смехотворны. Их надо увеличить в
разы. Одновременно нужно ввести дифференцированный подход. Ведь чем
мощнее машина, тем большую опасность она представляет на дороге в случае
какой-то неисправности. Поэтому не может быть равенства в
ответственности для владельца автомобиля марки «Жигули» и для того, кто
управляет серьезным внедорожником. Пока же у нас в суммах штрафов все
равны», — отметил собеседник РАПСИ.
Между тем, глава Ясногорского суда Тульской области Андрей Попов
считает, что кто бы не занимался техосмотром и какая бы новая структура
не была создана, она «все равно не будет застрахована от взяток».