Техосмотр новых автомобилей отечественного производства отменят!

Начальник ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов выступил с инициативой упростить процедуру первичного технического осмотра для автомобилей отечественного производства. Суть предложения – полностью передать функцию контроля качества автозаводам...

Начальник ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов выступил с инициативой упростить процедуру первичного технического осмотра для автомобилей отечественного производства. Суть предложения – полностью передать функцию контроля качества автозаводам. В рамках эксперимента автопроизводители будут самостоятельно проводить проверку технического состояния выпускаемых автомобилей на соответствие требованиям безопасности дорожного движения. Покупателям автомобилей будут выдавать специальную бумажку – декларацию соответствия. Предъявителя бумаги в ГАИ без лишних проволочек поставят на учет – да и отпустят с богом.
Удивительно, но такая полезная, казалось бы, инициатива исходит от самих гаишников. “Решение правильное, – комментирует вице-президент саморегулируемой организации “Объединение транспортных экспертов” Константин Катанаев. — Если мыслить логически, выходит новый автомобиль, все запчасти новые, все регулировки, необходимые для его нормальной работы, сделаны – зачем его еще раз осматривать?”

У ГАИ свой резон: говорят, устали от бесконечных очередей из новоявленных автовладельцев, которых каждый день собираются тысячи. Гаишники решили, что готовы пожертвовать той сравнительно небольшой прибылью, которую они имеют за проверку в машине наличия аптечки, исправности фонарей и фар, педалей тормоза и газа. Иными словами, в случае передачи права техосмотра автозаводам покупка нового отечественного автомобиля автоматически будет обозначать прохождение техосмотра, то есть будет автоматически подтверждать его пригодность для безопасной эксплуатации на дорогах общего пользования.

Нововведение могло бы стать выгодным не только для гаишников и автовладельцев, которые будут избавлены от нервотрепки на целых три года, но и для имиджа самих автозаводов, тем более что никаких дополнительных затрат для них это не повлечет: лишь добавится еще одна бумажка в пакете, сопровождающем автомобиль при сходе с конвейера. Все необходимое оборудование на заводах и так уже имеется.

“Естественно, мы приветствуем эту инициативу, поскольку она позволит нашим клиентам значительно экономить время, которое им придется потратить на покупку автомобиля”, – комментирует PR-менеджер компании Sollers (новый бренд “Северсталь-авто”) Сергей Ильинский. По словам С. Ильинского, на сборочной площадке ЗМА, на УАЗе и на заводе в Елабуге у компании уже установлено испытательное оборудование (на котором проверяется 100% выпускаемых автомобилей), которое по строгости контроля превосходит то, что используется для техосмотра в ГАИ.

На “Иж-Авто” рассказали, что готовы установить на собственной тестовой линии компьютер со специальным программным обеспечением, позволяющим обрабатывать полученные с испытательных стендов данные, который и будет выдавать сертификат технического осмотра. Кроме того, на “Иж-Авто” решили, что возьмут на себя и комплектование автомобилей специальным оборудованием (аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки и т. д.), стоимость которого будет включена в стоимость автомобиля. Таким образом, потребитель будет избавлен от необходимости приобретать его самостоятельно.

Отмена первичного техосмотра, конечно, сразу решила бы множество личных проблем автовладельцев. Но транспортные эксперты осторожно отнеслись к озвученной идее.

По словам заместителя исполнительного директора МАПТО (Московской ассоциации предприятий техобслуживания и ремонта транспортных средств) Александра Кононенко, попытки упростить процедуру прохождения ТО были не раз. Но, например, последняя лужковская инициатива по передаче ТО частным (а также муниципальным) станциям техобслуживания не состоялась, поскольку, как выяснилось, идея противоречит постановлению правительства РФ № 880 от 31 июля 1998 года “О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации”, где утверждены правила прохождения техосмотра. И пока закон не переделают (что собираются сделать уже года три), ни частникам, ни автозаводам ТО не отдадут.

“Пока федеральный закон не перепишут – это бесполезно, – констатирует А. Кононенко. – Но я считаю, отдавать техосмотр автозаводам нельзя. Это с вашей точки зрения машины, сошедшие с конвейера, должны быть хорошего качества, а с точки зрения государства автопроизводитель может выпустить и некачественный автомобиль. Это случается сплошь и рядом. Поэтому государство обязательно должно контролировать автопроизводителей, тем более что сейчас их вон сколько развелось”.

По оценке эксперта К. Катанаева, в автопроме действительно часто случается брак. Статистика “Объединения транспортных экспертов” говорит, что в японских новых автомобилях насчитывается до10 скрытых дефектов, а в американских – от 20 до 30. “Они незаметны простым глазом, но это может быть что угодно: от недокрученных гаек до нарушения геометрии и деформации стекол – и техника их не всегда улавливает, – говорит К. Катанаев. – Производственный брак был, есть и будет всегда. При этом диагностика ГАИ вовсе не считается объективной. Поэтому я считаю, что идея правильная, воплощать ее нужно, в конечном итоге это подстегнет наших автопроизводителей усилить контроль за качеством продукции, и, может быть, наши автомобили станут лучше”.

Елена Костякова

1nsk