Особенности и виды железнодорожных танк-контейнеров

Классификация тары производится в соответствии с международными стандартами ISO.

Для перевозки сыпучих и жидких грузов используются специальные тары – танк-контейнеры. Они сделаны в виде цистерны из нержавеющей стали и рамного каркаса. Подразделяются контейнеры на группы по типу грузов, допущенных к транспортировке (стандарты IMO).

Классификация по IMO

Для перевозки химикатов в жидком или сыпучем виде применяют танк-контейнеры IMO1. В основном их используют для транспортировки нефтепродуктов с высоким рабочим давлением. При изготовлении таких контейнеров соблюдаются высокие требования законодательства РФ по производству емкостей для перевозки нефти и продуктов нефтепереработки.

Требования к производству танк-контейнеров IMO1 в первую очередь направлены на обеспечение предельно высокой безопасности для хранения и перевозки жидких химических веществ. По правилам толщина стенок таких емкостей – до 7 мм при вместительности от 15 до 30 тысяч литров. Внутреннее рабочее давление – до 6 атмосфер.

Обязательно устанавливаются специальные приборы контроля и датчики давления, чтобы обеспечить максимальную безопасность транспортировки. Большинство цистерн данного типа оснащаются верхней системой слива.

Категория IMO5 подходит для транспортировки сжиженного или сжатого газа. Такие танк-цистерны способны выдержать давление до 7 бар. Точных стандартов по внутреннему давлению не предусмотрено, так как газообразные среды различны по физико-химическим свойствам. Подбирают цистерны индивидуально для каждого конкретного случая.

Классификация танк-контейнеров по Portable Tank Instruction

Помимо классического разделения моделей железнодорожных цистерн, существует классификация по системе кодировки Т-кодов, признанных во всем мире. К основным вариантам танк-контейнеров относят:

  • Т11 – внутреннее допустимое давление до 4 бар, разгрузка снизу (аналог IMO1 старого образца);
  • Т14 – с внутренним давлением до 4 бар и верхней разгрузкой;
  • Т4 – с допустимым давлением до 1,77 бар;
  • Т50 – для транспортировки газообразных сред.

Дополнительно все танк-контейнеры разделяются по сферам применения. Такие классификации необходимы для максимально точного и корректного определения нужной цистерны.

Разновидности по сферам применения

  1. Химические танк-контейнеры необходимы для транспортировки опасных грузов. В них недопустимо перевозить продукты питания. После каждого использования тары моют специальными очистителями, проводят полную дегазацию внутренней емкости. Работы по очистке контейнеров проводит квалифицированный персонал в специальной защитной одежде.
  2. Изотермические модели производятся из нержавеющего стального сплава. Они могут оборудоваться специальными паровыми, электрическими или автоматическими системами подогрева. Такие цистерны считаются адаптированными под разные виды транспорта. В них можно перевозить грузы по автомагистрали, железной дороги или по морю.
  3. Танк-контейнеры с паровой рубашкой незаменимы для транспортировки жидкостей в зимнее время года. Постоянный подогрев не дает жидкостям затвердеть, что облегчает систему выгрузки на станциях прибытия.
  4. Пищевые модели используются только для транспортировки спиртосодержащих продуктов, растительных пищевых масел, жидких пищевых добавок, питьевой воды, молока и других «съедобных» жидкостей. Применения таких танк-контейнеров для перевозки химикатов недопустимо.
  5. Многосекционная цистерна необходима для перевозки сразу нескольких вариантов жидкости. Она разделена на 2-3 отсека, отделенных друг от друга специальными плотными стальными перегородками.

Выбор танк-контейнера чаще всего ложится на плечи грузоперевозчика, знающего особенности каждого вида грузов.

1nsk