Асфальтирования — технологические особенности и этапы работ

АБ покрытие применяется в широчайшей сфере современной инфраструктуры. Его устраивают на крупных автомагистралях, городских и сельских дорогах, спортивных и детских площадках, придомовых территориях, дачных участках.

Материал пользуется популярностью на взлетно-посадочных полосах, в парковых зонах, тяжелой и легкой промышленности. Им обустраивают складские помещения, частные владения и многое другое. В зависимости от предназначения и предстоящих нагрузок, смесь имеет разные свойства и структуру, но каждая разновидность обладает неоспоримыми преимуществами – прочность, надежность, выносливость, сцепляемость с колесами, долговечность. Методика асфальтирования подбирается исходя из множества факторов — тип смеси, метеорологические показатели (время года, среднесуточная температура и относительная влажность), площадь территории, предстоящие эксплуатационные нагрузки.

Виды смесей

Подразделяется на 2 основных типа:

  1. Искусственная смесь. Производится посредством перегонки сырой нефти и битума. Назначение – возведение различных дорог. Отличительная особенность – низкая стоимость.
  2. Природный раствор. Изготавливается из ископаемого материала, который содержит большое количество углерода и добывается на поверхности земли около нефтяных залежей.

В зависимости от компоновки (на основании стандартов ГОСТ 9128-2009), существуют следующие марки:

  1. №1 состоит из песка или отсева, битума, минерального наполнителя и щебня. Гравийное покрытие достаточно плотное, поэтому при благоустройстве дорожного полотна используется в качестве выравнивающей базы. Активно применяется для других поверхностей.
  2. №2 изготавливается из дробленого отсева, битума, щебня, песка и порошка минерального происхождения. Плотность – средняя, сфера применения – автомагистрали, паркинги, различные площадки и т. д.
  3. №3 обладает наиболее высокой плотностью, состоит из таких же компонентов, как марка №2, но не используется щебень. Назначение – взлетно-посадочные полосы, автомагистрали с мощными нагрузками.

Благодаря процентному содержанию наполнителей, дорожно-строительная масса делится на категории А, Б, В, Г, Д.

Технологические особенности укладки

Осуществляется такими способами:

  1. Метод холодной укладки рекомендован для ремонтных работ на дорогах, мощения подъездных и придомовых участков, а также территорий с незначительными нагрузками. Используется при температуре воздуха до -30 градусов, просто и быстро укладывается, не требуется применение сложной техники. Но есть и минусы: высокая цена, неустойчивость к значительным нагрузкам и влажности. Продается в сыпучем виде, поэтому крошку распределяют по основной траншее в 2 слоя, после чего укатывают. Есть варианты готового материала в форме пластов, которые накладываются на щебеночно-песчаную подушку.
  2. Горячая методика предполагает применение специализированного оборудования, так как смесь распределяется по основанию в горячем виде (температура +120 градусов). Назначение – автотрассы и поверхности для больших нагрузок. Преимущества: выдерживает высокую влажность, отличается максимальной долговечностью и прочностью. Особенность – трасса получается без стыков. Нанесение осуществляется следующим образом: в устройство засыпаются компоненты, которые подвергаются расплавлению, после чего смесь выливается на основание и укатывается.

Этапы проведения работ

Изначально осуществляются подготовительные процессы – расчищается территория, производится планировка, устанавливаются маячки. После этого проводятся такие действия:

  1. Создается котлован. Для этого нужно снять спецтехникой определенный слой почвы (в зависимости от типа дороги), после чего дно разравнивается и утрамбовывается.
  2. Монтируется подушка. Днище котлована засыпается песком и разравнивается посредством дорожных грейдеров. Для упрочнения основания при трамбовке необходимо добавлять воду. Далее укладывается геотекстильный материал, выступающий в качестве дренажа. После этого засыпается щебень определенной фракции в 1-3 слоя. Проезжая часть подвергается расклинцовке. То есть, на песчаную подушку укладывают крупный гравий (максимум 70 мм), сверху – среднезернистый (до 40-ка мм) и только потом самый мелкофракционный щебень (5-20 мм). Это необходимо для заполнения пустот. Конечный этап создания основания предполагает многоразовую утрамбовку и заливку жидким битумом.
  3. Наряду с мощением подушки устанавливают бордюрный камень и водостоки.
  4. Укладывается асфальтная смесь одним из способов, после чего поверхность утрамбовывается и разравнивается.
  5. Обязательно наносится дорожная разметка.
1nsk